Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

16.06.2018

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанцийУвольнение по утрате доверия происходит только в отношении специальной категории сотрудников, которым была поручена работа по обслуживанию финансовых и материальных ценностей. Кроме того, расторжение контракта с государственным служащим, если доверие к нему было утрачено по основаниям. указанным в Федеральном законе № 79-ФЗ. Рассмотрим, что подразумевает закон под утратой доверия, и какие нюансы нужно учесть при увольнении работника или гражданского служащего.

Условия для увольнения

Доверяя сотруднику с финансами предприятия или материальными активами, руководство предприятия должно быть уверено в безупречной репутации, честности и порядочности сотрудника. Несоответствие этим критериям может повлечь крупный ущерб, недостачу или хищение. По п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ прекращение трудового соглашения по решению руководителя возможно в следующих случаях:

  • если в результате инвентаризации или внутренней проверки выявлена недостача, утрата, хищение или иной вариант причинения ущерба;
  • если работником, в чьи обязанности входит работа с финансами и материальными активами, совершило административный проступок или преступление в экономической сфере (взятка, растрата и т.д.);
  • если работник совершил преступление или нарушение по КоАП РФ не при исполнении трудовых обязанностей, однако характер проступка дает основания для утраты доверия (хотя статья ТК РФ не содержит данного пункта, подобное правило позволяет применять судебная практика ВС РФ).

Как правило, факты неправомерных действий выявляются непосредственно на предприятии. Для этого проводятся плановые и внеочередные инвентаризации, ревизии, иные виды проверок.

При проведении проверки сотрудник, которому вверены ценности, обязан дать пояснения по каждому факту недостачи или отсутствия активов и денежных средств.

Комиссионный акт, в котором фиксируется недостача, направляется руководителю для принятия мер дисциплинарного воздействия.

Закон не содержит разграничения между грубыми или несущественными нарушениями правил работы с ценностями. Это означает, что утрата доверия может последовать даже при незначительном нарушении правил хранения средств или материальных активов. Кроме того, в действиях сотрудника должна быть установлена вина – увольнение допускается только за совершение виновных действий.

Помимо увольнения, работодатель вправе применить и иные взыскания. Так как передача ценностей происходит на основании договора о полной материальной ответственности, с виновного лица может взыскиваться ущерб, причиненный предприятию.

В процессе увольнения нужно соблюдать следующие нюансы:

  • ревизионная или инвентаризационная комиссия не вправе делать выводы о виновности сотрудника – для этого руководитель обязан назначить и провести служебное расследование, а при его проведении сотрудник вправе представлять свои пояснения и возражения;
  • проверка финансов или ценностей будет проходить только в рамках договора о материальной ответственности – сотрудник не может отвечать за недостачу активов, которые он не получал;
  • основанием для увольнения будет являться не только ущерб или недостача, но и нарушение правил хранения, выдачи или учета материальных ценностей (например, утрата контроля за движением товарно-сырьевых ресурсов на предприятии или выдача их без оформления документов).

При расторжении договора в трудовую книжку будет внесена запись по п. 7 ч.1 ст. 81 ТК РФ:

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанцийОбразец записи в трудовую книжку об увольнении в связи с утратой доверия

Если сотрудник не согласен с основанием или формулировкой увольнения, он вправе подать исковое заявление в суд. Возмещение полного материального ущерба, причиненного гражданином, также происходит в судебном порядке по иску работодателя.

Утрата доверия в гражданской службе

В Законе № 79-ФЗ содержится целый блок правил, определяющих специальные основания для прекращения контракта. В статье 37 указанного нормативного акта указана и утрата доверия, которая может последовать за следующие нарушения:

  • несоблюдение запретов и ограничений, регламентированных законом для госслужащих (например, установлен полный запрет на осуществление предпринимательской деятельности);
  • выявление конфликта интересов в процессе прохождения гражданской службы (например, при несоответствии пунктов декларации о доходах);
  • несоблюдение обязательных требований в сфере противодействия коррупции (например, получение или дача взятки).

Для рассмотрения каждого перечисленного факта в государственных учреждениях функционируют комиссии по конфликту интересов.

Они проводят проверки по обращениям профильных служб учреждения, по требованию прокурора или иных уполномоченных ведомств.

Кроме того, комиссия обязана в плановом порядке рассматривать каждый случай непредставления деклараций о доходах и имуществе в установленный законом срок.

Расторжение контракта по данному основанию не предусматривает возможности перевода на другую должность.

Кроме того, служащий вправе представлять свои письменные и устные пояснения по выявленным фактам, участвовать при рассмотрении дела в комиссии, оспаривать заключение.

Если факт нарушения подтвержден, а начальник учреждения не принял мер воздействия, увольнение может происходить по иску прокурора.

Кроме внутренних проверок, основанием для утраты доверия будут являться судебные акты о совершении уголовных преступлений или административных проступков. Например, факт получения взятки, подтвержденный приговором, будет являться основанием для расторжения контракта без проведения комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Пошаговая процедура увольнения в связи с утратой доверия Ссылка на основную публикацию Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/po-iniciative-rabotodatelya/protsedura-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoj-doveriya

Увольнение в связи с утратой доверия

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

Столь щекотливое основание увольнения достаточно редко применяется на практике. Во-первых, большую роль играет человеческий фактор – нерадивому работнику в будущем будет достаточно сложно найти хорошую работу. Поэтому зачастую формально договор расторгается по желанию работника или соглашению сторон. Во-вторых, определенными особенностями отличается сама процедура расторжения договора. Очень часто незнание работодателем малейших нюансов ведет не только к нервам и денежным тратам, но и к продолжительным тяжбам в суде.

Утрата доверия по статье ТК РФ

Анализируемая причина прекращения отношений «работник – работодатель» характерно для всех видов официальной занятости.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для прекращения договора. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

  • неурегулирования либо не предотвращения имеющегося столкновения интересов с его участием. Эта норма также распространяется на представителя работодателя, который зная о намечающемся или возникшем конфликте, ничего не предпринял;
  • непредоставления данных о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах (например, кредитный договор). Аналогично – если сведения заведомо подложные или неполные;
  • занятости в сфере предпринимательства;
  • нарушения законодательства о наличии счетов за границей. Пункты 2 и 5 касаются супруга (-и) и не достигших 18-летия детей служащего.

Об увольнении по собственному желанию по причине переезда в другой город читайте в статье:

Другие работники признаются субъектами анализируемой статьи Трудового Кодекса в случаях:

  • ненадлежащей сохранности материальных ценностей. Например, кладовщик выносит из доверенного ему помещения товары либо для собственного использования либо для продажи;
  • нарушение правил осуществления торговой деятельности: продавец обсчитывает или обвешивает покупателей, продает неучтенные товары минуя кассу;
  • использование выданных работодателем инструментов, оборудования, приспособлений для собственных нужд.

Если проступок совершил некомпетентный или замещающий сотрудник, то говорить о применении данной статьи не стоит. Во-первых, со стороны работника это вполне может быть оплошность (ошибка), совершенная по причине неопытности или некомпетентности. Во-вторых, работа с ценностями должна носить для данного работника регулярный характер. Разовые обязанности учитываться не должны.

Увольнение в связи с утратой доверия к работнику — пошаговая процедура

Правоприменительная практика выработала следующий порядок увольнения по утрате доверия:

  • оформление докладной записки с фактами, указывающими и доказывающими совершение проступка. При проведении проверки или инвентаризации достаточно соответствующего акта;
  • формирование комиссии для рассмотрения докладной (акта проверки);
  • работа комиссии – ее члены должны определить причины и обстоятельства произошедшего, выяснить размер и характер причиненного ущерба, проанализировать доказательства и сделать вывод о виновности/невиновности работника. Обязательно учитывается поведение сотрудника перед совершением проступка;
  • оформление комиссией по результатам работы акта, в котором четко указывают виновника, степень вины и доказательства;
  • ознакомление сотрудника с актом. Отказ в подписании также должен быть зафиксирован работодателем письменно;
  • составление приказа об увольнении, расчет. Никаких заявлений от сотрудника не требуется. Каких-либо выплат или пособий помимо зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск не предусмотрено.

Недопустимо применять п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК произвольно. Итак, кого работодатель имеет право уволить в связи с утратой доверия:

  • кладовщик;
  • товаровед;
  • кассир;
  • продавец;
  • военнослужащие;
  • гражданские служащие.

Письменное возложение материальной ответственности – не обязательное условие. Достаточно того, что работник взаимодействует с ценностями: выдает товары, рассчитывает покупателей и т.д.

На государственной службе

Основной НПА, регулирующий анализируемую сферу — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Законодатель тесно связывает потерю веры в порядочность служащего и коррупционные преступления, объединяя в ст. 59.3 последствия совершения данных деяний.

В сфере госслужбы есть два варианта прекращения трудовых отношений:

  • при предоставлении кадровой службой докладной записки;
  • путем ознакомления с рекомендацией комиссии по конфликтам, если ей ранее направлялась эта записка.

Утрата доверия на государственной службе отразится пятном на репутации госслужащего.

Увольнение беременной женщины

Можно ли уволить беременную женщину по статье утрата доверия? Нет, нормы, устанавливающие гарантии беременным, содержат ряд безусловных запретов.

Один из них — неправомерность расторжения договора с данной категорией работниц по инициативе работодателя. Исключения только два: прекращение деятельности юридического лица или ИП, т.е.

объективные обстоятельства, исключающие дальнейшее продолжение работы.

Соответственно, ч. 1 ст. 81 ТК на беременных женщин он не распространяется. Подтверждением выступает справка из учреждения здравоохранения, установленной формы.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

Увольнение бухгалтера

Увольнение бухгалтера по указанному основанию (утрата доверия) – это прямое нарушение работодателем закона. Данный вывод следует из анализа позиции юристов, где окончательную точку поставила судебная коллегия ВС РФ, вынеся определение по делу № 78-В06-39 от 31.07.2006 г.

Позиция высшей судебной инстанции однозначна: бухгалтер непосредственно не связан с ценностям (т.е. он не может принимать товары, забирать чеки). Их основная функция – это преимущественно бухгалтерский учет. Соответственно, работодатель применять данное основание увольнения не вправе.

Законодательство допускает расторжение договора с анализируемой категорией работников в следующих ситуациях:

  • принятие необоснованного решения;
  • смена собственника.

Увольнение военнослужащего

Для анализа указанного основания увольнения военнослужащего (утрата доверия) следует обратиться к нормам ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51). Так, увольнение военнослужащих возможно при:

  • неурегулировании либо непредотвращении столкновения интересов, если военнослужащий является его стороной;
  • непредоставлении либо предоставлении неактуальных сведений о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах. Непредоставление сведений должно касаться его, супруги(-а), несовершеннолетних детей;
  • занятость в управлении коммерческим юридическим лицом и др.

Окончательный «вердикт» выносит лицо, имеющее право решать такие вопросы (как правило, руководитель соответствующего воинского подразделения).

Взыскание в связи с утратой доверия к гражданскому служащему

Взыскания в связи с утратой доверия к гражданскому служащему применяются не позднее 1-го месяца, который считается с момента обнаружения проступка. Не следует учитывать время:

  • болезни;
  • отпуска;
  • другие уважительные причины (например, длительная командировка);
  • рассмотрения дела комиссией, занимающейся урегулированием конфликтов.

Максимальный срок применения взыскания – 6 месяцев.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (7

Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/uvolnenie-v-svyazi-s-utratoj-doveriya.html

Утрата доверия на государственной службе

Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:

  • глава муниципального образования
  • руководитель органов самоуправления местного уровня
  • председатель избирательной комиссии муниципалитета
  • прочие лица, имеющие соответствующие полномочия
Читайте также:  Образец заявления в трудовую инспекцию на работодателя и его оформление

Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:

  • согласно нормам Трудового кодекса РФ
  • в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований

Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:

  • российских граждан
  • лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу

В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:

  • по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
  • по окончании действия договорных отношений
  • по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
  • по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
  • переводу служащего к другому работодателю
  • по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
  • прочим основаниям, предусмотренным законом

Правовое обоснование дополнительных причин увольнения со службы лиц, замещающих должности муниципальных служащих

Кроме причин увольнения со службы в муниципалитете по общим нормам трудового законодательства, ст. 19 ФЗ № 25, действующего в последней редакции от 26 июля 2017 года, предусмотрено право расторгнуть трудовые правоотношения по инициативе нанимателя муниципальных служащих, в случае достижения предельно допустимого возраста;

К сведению:

Заметим, что во втором пункте ст. 13 ФЗ № 25, определяющей ограничения при приеме на муниципальную службу, оговорен возраст по достижению 65 лет, когда гражданин не может быть принят на службу, следовательно, и далее выполнять служебные обязанности:

  • если служащий принимает гражданство иностранного государства или получает право на постоянное место жительства на территории другой страны, не являющейся участником заключенных с Российской Федерацией международных договоров о праве замещать должности муниципальных служащих;
  • в случае нарушения запретов и ограничений, предусмотренных нормами ФЗ № 25 для лиц, поступающих на службу в муниципалитеты. Сюда относят:
    • признание полной или частичной недееспособности, по решению судебных органов;
    • вступление в силу приговора суда за виновные действия, не приемлющие дальнейшее несение службы;
    • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретной информации, необходимой для выполнения в полной мере возложенных по условиям контракта обязанностей;
    • выявленные в ходе медицинского обследования заболевания, препятствующие дальнейшему исполнению обязанностей;
    • получение двойного гражданства страны, не заключившей с Россией международных договоров, предусматривающих право несения муниципальной службы;
    • выявление факта нахождения служащего с главой муниципального образования в близких родственных связях, если выполнение служебных обязанностей сопряжено с подчинением и подконтрольностью между ними;
    • сокрытие сведений, которые обязаны сообщать служащие, в соответствии с требованиями норм ФЗ № 278, регулирующего вопросы борьбы с коррупцией, и прочие запреты, установленные нормами ст. ст. 14 – 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», изменениями, вступившими в силу с 01 января 2018 года.

С 17 июля 2009 года, после введения в действие ФЗ № 160, дополнительным основанием увольнения муниципального служащего может стать привлечение его к административным мерам наказания в виде дисквалификации сроком от полугода до трех лет.

В соответствии с нормами ст. 3. 11 КоАП РФ, применение данной меры лишает права физическое лицо занимать должности гражданской, государственной, муниципальной службы.

Нюансы увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия

В нормы Трудового кодекса РФ, в основание увольнения работников по инициативе руководителя, с введением в действие ФЗ № 231 от 03 декабря 2012 года, был внесен п. п. 7. 1 ст. 81, предусматривающий право нанимателя прекратить трудовые отношения со служащими муниципальных учреждений, в случае утраты доверия, включая:

  • бездействие со стороны служащего, замещающего должности муниципалитета по предотвращению или урегулированию конфликтных ситуаций, когда, в силу занимаемой должности, он обязан предотвратить конфликт интересов, и может повлиять на объективное и беспристрастное решение вопросов, связанных с исполнением служебных обязанностей;
  • непредставление или частичное скрытие сведений о получении доходов, расходов, а также имуществе, находящемся в личной собственности как непосредственно служащего, так и его близких родственников – супруга, несовершеннолетних детей;
  • открытие счетов в иностранных банках на имя служащего или его супруга, несовершеннолетних детей и пользование прочими иностранными финансовыми инструментами.

Урегулирование конфликта интересов, возникающего в процессе исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, происходит в соответствии с нормами ст. 14. 1 ФЗ № 25.

Для расследования обстоятельств и выяснения наличия вины служащего проводится служебное расследование после истребования письменного объяснения. Если в течение двух дней объяснительная не была написана, составляется соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей.

Согласно второму пункту ст. 27 ФЗ № 25, муниципальный служащий может быть отстранен от исполнения своих непосредственных обязанностей, с сохранением денежного содержания, на время проведения расследования и принятия решения о мерах привлечения к ответственности, сроком до одного месяца.

За несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении, урегулировании конфликта интересов, с целью предотвращения коррупции в муниципальных учреждениях, служащий привлекается к ответственности вплоть до увольнения, в связи с утратой доверия.

Основанием прекращения трудовых отношений могут стать:

  • доклад о результате проведенной проверки кадровой службой, с целью профилактики нарушений, имеющих коррупционный характер;
  • рекомендации, направленные в комиссию по соблюдению служебных требований;
  • прочие материалы расследования, подтверждающие виновные действия служащего, с учетом тяжести содеянного.

Стоит обратить внимание, что, в случае увольнения со службы, в связи с утратой доверия, сведения включают в реестр лиц, уволенных по аналогичным причинам, что закрывает двери для поступления на службу в будущем.

Запись в трудовой книжке о прекращении трудовых отношений со служащим, утратившим доверие, может звучать со ссылкой на нормы трудового законодательства с формулировкой, дублирующей основания п. 7.1ст. 81 ТК РФ.

  • Трудовая книжка выдается на руки уволенному сотруднику в последний день его службы.
  • Законодательство установило определенный порядок поступления работников на муниципальную службу, правила для осуществления их трудовой деятельности и увольнения.
  • Трудовые договора с такими служащими могут быть расторгнуты не только на тех основаниях, которые предусмотрены в Трудовом кодексе, но по другим причинам.

Они называются дополнительными основаниями. К ним относится, к примеру, нарушение сотрудником запрета, связанного с характером работы.

Муниципального служащего полагается предупреждать за 2 месяца до предстоящей процедуры увольнения.

Законодательная база

Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом. В зависимости от ситуации, увольнение работника с муниципальной службы может быть произведено на основании одной из статей данного законодательного акта.

Прочие основания для увольнения такой категории работников содержит ФЗ № 25 от 2.03.2007 «О муниципальной службе в РФ».

Цель их введения состоит в защите публичных интересов.

Каждое основание для увольнения имеет свои особенности, которые влияют на ход процедуры и запись в трудовой книге работника.К примеру, несоблюдение работником запретов и ограничений может быть отнесено к дисциплинарному поступку.

Поэтому работодатель может как уволить сотрудника за совершенное деяние, так и оставить его на рабочем месте, применив выговор или замечание.

По собственному желанию

Увольнение муниципального служащего по собственному желанию осуществляется по стандартной процедуре.

Работник составляет заявление на увольнение и в 2-недельный период до предполагаемой даты ухода с работы подает его начальству.

После этого все нюансы согласуются с руководством, и решается вопрос с отработкой. Ее при договоренности с руководством можно заменить неиспользованным отпуском. Однако, на это необходимо согласие начальства, а если оно не согласно предоставлять отпуск ‒ то служащий обязан отработать положенный период.

До даты увольнения работник обязан посещать рабочее место и следовать внутреннему трудовому распорядку органа местного самоуправления.

По инициативе работодателя

Работодатель может выразить инициативу для увольнения служащего по разным основаниям. Среди них находятся не только те, что связаны с виной служащего, как, например, прогул.

К увольнению по инициативе нанимателя относится и сокращение штатов, а также иные основания.

Работник, попадающий под увольнение, должен быть оповещен путем направления ему соответствующего уведомления. В этом документе он должен поставить свою подпись, подтверждая факт ознакомления.

Достижение предельного возраста

В 2019 году предельным возрастом для работы на должностях в муниципальной службе является 65 лет. Однако, при достижении этой возрастной границы работник не обязательно должен покинуть рабочее место. Допускается увеличение периода нахождения на службе.

Единоразовое продление должно производиться не более чем на год. Законодательство не определило максимально возможное число пролонгаций, поэтому данный вопрос остается на усмотрение нанимателя.

К исключениям относятся ректора, руководители институтов и проректора муниципальных ВУЗов. Они могут занимать свои должности вплоть до семидесятилетия.

После достижения предельной возрастной границы работник может как уйти сам, так и по инициативе нанимателя. Однако, окончательное решение остается за работодателем.

Прекращение гражданства РФ

Служащий не имеет права оставаться в Российской Федерации на муниципальной службе при прекращении гражданства.

Иностранные граждане, за исключением тех, которые занимают должности на основании участия их государств в международном договоре РФ, также не вправе находиться на подобной службе.

Доступ к муниципальной службе в РФ возможен для граждан республики Белоруссия, Армения, а также граждан Туркменистана, Казахстана и Киргизии. Однако, для таких граждан введены некоторые ограничения по должностям, на которых они имеют право трудиться.

Увольнение гражданина, у которого выяснился факт отсутствия российского гражданства, осуществляется на основании распоряжения нанимателя. Обычно при этом в трудовой книжке работника совершается запись о расторжении договора по причине утраты гражданства РФ.

Если служащий выходит из российского гражданства, он обязан сообщить этот факт работодателю.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

Как оформляется увольнение госслужащего? Смотрите .

Дисквалификация

Дисквалификация считается административным наказанием, при этом, она может быть назначена только судебной инстанцией. Срок наказания начинается от 6 месяцев и заканчивается 3 годами.

  1. При дисквалификации служащий лишается права занимать должности в муниципальной и государственной службе, входить в состав исполнительного органа управления юрлица, а также осуществлять управление юрлицом.
  2. При дисквалификации трудовой договор с работником должен быть расторгнут на основании постановления суда.
  3. В трудовую книжку служащего при этом вносится формулировка о расторжении договора в связи с дисквалификацией.

Реестр дисквалифицированных кадров ведется Федеральной налоговой службой. Для того чтобы выяснить, не наложена ли на кандидата на должность муниципального служащего подобная мера наказания, необходимо направить в ФНС соответствующий запрос. Информация в реестре является открытой.

Читайте также:  Какова ответственность за поддельный больничный лист для работодателя и подчиненного

Исключение из реестра производится после истечения периода дисквалификации или при отмене постановления о ней в отношении конкретного работника.

Несоблюдение ограничений

Служащий может быть уволен при несоблюдении ограничений или запретов, которые связаны с его родом деятельности. Ограничения должны быть установлены в упомянутом Законе №25-ФЗ.

В остальных случаях работник может быть лишь наказан путем выговора или прочих инструментов воздействия.

В случае увольнения работника из-за несоблюдения ограничений, наниматель издает приказ, а в трудовую книжку вносится формулировка о расторжении договора по причине нарушения установленных законом запретов и ограничений.

Существует большая судебная практика обращений бывших муниципальных служащих с иском о восстановлении на работе. Однако, в большинстве случаев такие граждане получают отказ со стороны судебного органа. Выиграть процесс можно лишь в случае, когда будет доказан факт незаконного увольнения.

Утрата доверия

Муниципальный работник может быть уволен в том случае, если он не предпринял мер по урегулированию или предупреждению конфликта интересов. Другая причина для подобного увольнения ‒ предоставление неполных или же недостоверных сведений о доходах.

Сотрудник подлежит увольнению лишь в том случае, если его вина будет доказана. При этом дополнительно могут быть применены взыскания, которые описаны в ФЗ №25.

Применяя взыскания, необходимо учитывать характер и тяжесть правонарушения, а также обстоятельство, при которых оно было осуществлено.

Порядок расторжения трудового договора

Порядок расторжения договора, регулирующего трудовые отношения, может видоизменяться.

При уходе с работы по собственному желанию следует руководствоваться следующим порядком действий:

  • подача сотрудником заявления об увольнении;
  • рассмотрение руководством заявления и назначение даты увольнения;
  • отработка служащим положенного срока;
  • расторжение трудового договора в назначенный день;
  • расчеты с сотрудником;
  • выдача служащему трудовой книжки и прочих бумаг.

Во всех случаях процедура признается правомерной при:

  • наличии основания для увольнения;
  • соблюдении порядка прекращения действия договора по конкретному основанию;
  • присутствии приказа об увольнении.

Документы

Перечень документов, фигурирующих при увольнении, зависит от основания.

Так, в процедуре может использоваться следующая документация:

  • заявление об увольнении по собственному желанию;
  • приказ работодателя об увольнении работника;
  • постановление суда о дисквалификации и пр.

Образец заявления об увольнении по собственному желанию ,

образец приказа об увольнении .

Регламент

Есть несколько основных законодательных актов, которые несут в себе информацию по увольнению при службе в ВС. Нормативная база:

  • ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ;

Источник: https://u-bags.ru/utrata-doveriya-na-gosudarstvennoj-sluzhbe/

Увольнение в связи с утратой доверия

Основным законом в вопросе увольнения по причине недоверия является пункт седьмой 81 статьи ТК РФ.

Помимо нее, данный процесс регулируют еще несколько законодательных документов:

  • статьи № 34-35 Закона «О занятости граждан РФ» № 1032-1;
  • статья ФЗ № 79;
  • статья 193 ТК РФ;
  • ФЗ № 255;
  • статья 261 ТК РФ;

Постановление Пленума Верховного Суда № 2.

Порядок действий

Увольнение по причине утери доверия имеет несколько отличающуюся от стандартной схему проведения. Работодателю очень важно придерживаться ее хода, в противном случае работник сможет найти лазейку или обратиться в суд для аннулирования процесса.

Перед тем, как начать увольнение, необходимо собрать все документы, подтверждающие наличие нарушения.

После этого можно начинать процесс, который содержит несколько основных шагов:

  1. Необходимо оповестить сотрудника о своих намерениях. Для этого специалист из отдела кадров должен направить работнику письменное уведомление.
  2. После того, как сотрудник оповещен, работодатель может составить приказ об увольнении. Основанием для него станут собранные ранее бумаги.
  3. Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении с соответствующей случаю статьей.

Последний этап наступает в день увольнения. Тогда работнику передаются все его документы, а также производится выплата денежных средств.

Сотрудники, чаще всего, не согласны с формулировкой «утрата доверия», и при ее виде могут обратиться в суд с иском о признании решения работодателя незаконным. Поэтому нужно следовать четкому порядку действий.

В случае обнаружения нарушений, их необходимо зафиксировать на бумаге. Закон не предусматривает конкретной формы заполнения такого документа, однако, многие пользуются стилистикой, схожей с докладной запиской.

В нем указываются данные работника, заполняющего анкету, время и обстоятельства, при которых было совершено преступление.

  • Но доклад может и не потребоваться, так как в случае вмешательства в дело органов порядка, в качестве основания подойдет их расследование.
  • Для того чтобы самостоятельно перепроверить данные о сотруднике, можно провести внеплановую ревизию.
  • Перед тем, как составлять приказ, работодатель должен получить от работника объяснительную, чтобы понять, что произошло с его точки зрения, и решить: нужно ли назначать наказание в виде увольнения.
  • В случае отказа сотруднику необходимо направить уведомление о том, что написание объяснительной является обязательным действием.

При получении уведомления, работник должен подписать его в знак получения. В случае нежелания сотрудника расписываться, необходимо зафиксировать данный факт в акте в присутствии двух свидетелей. Тот же документ составляется в том случае, если сотрудник расписался за получение, но за двое суток так и не предоставил требуемого объяснения.

Если при отказе сотрудника ему не будет отправлено уведомление или не будет зафиксирован акт отказа от подписания бумаг — то данный аспект станет шансом для работника.

Благодаря недостатку доказательств вины он сможет обжаловать свое увольнение в суде и восстановиться на рабочем месте.

Приказ

Приказ составляется на основании документов, доказывающих причастность работника к нарушению.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

Форма приказа об увольнении в связи с утерей доверия мало чем отличается от тех, что составляются в других случаях, и имеет обозначение «Т-8». В нее также вносятся данные сотрудника и дата увольнения.

Образец приказа об увольнении здесь.

Отличия заключаются как раз в основаниях, а также в статье, по которой работник был уволен. После составления приказ передается в отдел кадров, а также в бухгалтерию для расчета выплат сотруднику.

Как оформить увольнение на больничном листе по инициативе работника? Смотрите тут.

При осуществлении увольнения, в трудовую книжку работника вписывается формулировка, которая должна быть идентичной той, что была прописана в приказе.

При увольнении по причине утраты доверия запись должна содержать п. 7 ст. 81 ТК РФ.

Запись заверяется путем проставления подписи человека, делавшего запись, а также круглой печати организации. Также напротив записи должно стоять число, соответствующее дню выдачи и увольнения работника.

После ознакомления сотруднику нужно поставить свою подпись в знак согласия с формулировкой и расторжения трудового договора.

Сроки — это, пожалуй, одна из важнейших частей проведения увольнения из-за потери доверия. Дело в том, что весь процесс должен закончиться не позже последнего для работы, который установлен в приказе об увольнении.

Если по прошествии установленного срока сотрудник все еще находится на свое рабочем месте, а управляющий этому не препятствует — то трудовой договор считается продленным автоматически.

Если вы твердо уверены, что ваш случай подпадает под указанное в Трудовом кодексе, и твердо уверены, что сможете предоставить достаточные доказательства в подтверждение виновности работника, порядок увольнения будет примерно таким же, как и в любом другом случае, когда инициатива исходит от работодателя:

  • служащему направится уведомление о предстоящем расторжении трудового договора;
  • по предприятию будет издан приказ;
  • в последний рабочий день сотруднику будут выданы все положенные документы и деньги.

от 11 июля 2018 года N 2057-п

Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия муниципальных служащих Брянской городской администрации и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, наделенных правами юридического лица

В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»постановляю:1. Утвердить прилагаемый Порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия муниципальных служащих Брянской городской администрации и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, наделенных правами юридического лица.2.

Глава администрацииА.Н.Макаров

Источник: https://orelsvet.ru/rabotodatel/poryadok-uvolneniya-sluzhashchikh-munitsipalnykh-voennykh-gosudarstvennykh-organakh-svyazi-utratoy-doveriya/

Верховный суд разъяснил, что считать коррупционным преступлением

Важный обзор судебной практики сделал Верховный суд РФ. Он посмотрел, как суды страны рассматривали иски уволенных за всякие коррупционные проступки государственных и муниципальных чиновников. Подчеркнем, речь идет не об уголовных преступлениях, а именно о коррупционных проступках, когда чиновника увольняют с формулировкой «в связи с утратой доверия».

Для абсолютного большинства служащих такие слова в трудовой книжке — настоящий кошмарный сон. Поэтому практически все уволенные обращаются в суды с требованием обелить их и признать приказ с подобным «приговором» незаконным.

Поэтому Верховный суд собрал все подобные судебные дела и, проверив, дал своим коллегам разъяснения, когда чиновника увольнять за коррупционный проступок правильно, а когда — нет.

Материалы, которые рассмотрел Верховный суд, показали, что наши чиновники обращаются в суды с четким перечнем требований. Во-первых, просят о восстановлении на службе.

Следом идет просьба о признании незаконным решение комиссий, которые чиновников наказали, следом идет оспаривание приказов об увольнении и приказов начальников о дисциплинарных взысканиях.

Причины наказания чиновников укладываются всего в несколько пунктов.

Это нежелание утрясти конфликт интересов, предпринимательство параллельно с госслужбой и попытка скрыть информацию о доходах и имуществе.

Верховный суд объяснил, за какие проступки могут уволить чиновника

При этом Верховный суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела против чиновника не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.

Понятие «конфликт интересов» — одно из распространенных поводов для увольнения. Такая ситуация подразумевает, что личная заинтересованность чиновника влияет на исполнение им своих обязанностей.

Кстати, личная заинтересованность — это по Закону «О противодействии коррупции» возможность для чиновника получить при исполнении своих служебных обязанностей деньги, ценности или некие услуги для себя, своих близких или «третьих лиц». Причем все это — в ущерб работе. Верховный суд напоминает: непринятие чиновником мер для предотвращения конфликта интересов — это безусловное основание для дисциплинарной ответственности.

Как пример в обзоре приводится дело некой уволенной начальницы управления архитектуры, которая очень нежно опекала две строительные фирмы. Проверка показала, что в одной фирме учредителем был ее отец, а в другой — сын.

Еще основание для увольнения — нежелание после занятия чиновничьего кресла передать в доверительное управление свои ценные бумаги, акции и паи.

Здесь в качестве примера Верховный суд выбрал дело уволенного таможенного чиновника, который потребовал восстановить его на работе. Служащему суды отказали.

Проверка показала: чиновник был учредителем коммерческой брокерской фирмы, которая занималась операциями с декларированием товаров, идущих через границу. Свою долю, а это половина брокерской фирмы, он, устроившись в таможню, никому не передал.

Верховный суд напомнил — в основе конфликта интересов на госслужбе всегда лежит заинтересованность в получении материальной выгоды. Поэтому, заявил Верховный суд, в одном из случаев правильно районные коллеги пошли навстречу наказанной чиновнице.

Дама отвечала за здравоохранение в одном из регионов и кроме других обязанностей еще и проверяла медицинские фирмы. Чиновницу наказали, когда узнали, что в одной из проверяемых фирм работает ее муж. А это, на взгляд районных начальников, — конфликт интересов.

Читайте также:  Требования санпин к офисным помещениям: вредные факторы и нормативы

Их логика была такая: муж мог получать премии за положительные проверки компании его женой. Но суд, разобравшись, заявил: муж чиновницы в фирме — мелкий служащий. Эту компанию проверяла его жена регулярно уже несколько лет.

И сейчас, и в прежние годы она выявляла нарушения. Так что конфликта интересов нет.

Еще важная деталь: близкое родство — не основание для увольнения чиновника. Как пример — дело замглавы города, которого пришлось суду восстановить на работе. В администрацию была принята невестка чиновника, а когда об этом узнали, чиновника попросили на выход.

Хотя служебные интересы его и невестки никак не соприкасались. Суд, вернув уволенного на место, сказал: женщину приняли на работу еще до того, как она вышла замуж за сына чиновника, и они по службе вообще не пересекаются.

Так что и ни о каком конфликте интересов речи быть не может.

Отказ чиновника отчитываться о доходах и имуществе — вполне повод для расставания с креслом. Но это правило действует не для всех чиновников. Есть список должностей, обладатели которых сообщают о доходах и расходах как личных, так и своих близких. Но если место чиновника в перечне отсутствует, спросить с него нельзя.

Так суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации. Дама не отчиталась о своих доходах, и ее уволили. Нет — сказал суд. Чиновница и не должна отчитываться — ее должности в перечне нет. Наказать чиновника, кстати, можно лишь в течение месяца с момента появления информации о его коррупционном проступке..

Источник: https://rg.ru/2015/01/19/uvolnenie.html

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

Достаточно распространенной причиной увольнения работников стала причина — утрата доверия. Однако данная процедура освобождения от трудовых обязанностей может быть использована только в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве. Во-первых, трудящийся должен быть связан, так или иначе, с денежными или же товарными ценностями.

Во-вторых, другим вариантом может быть совершение трудящимся действий виновного характера, которые дают основания для его руководства подов для утраты доверия.

Такие действия должны в обязательном порядке иметь доказательственную базу, в противном случае увольнение по вышеуказанным основаниям может быть оспорено  в судебном порядке и соответственно признано незаконным.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование.

Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку.

В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия

Несмотря на все эти оговорки на сегодняшний день в трудовом действующем законодательстве не указаны конкретные действия и нарушения, которые можно рассматривать как достаточными основаниями для утраты доверия.

Это также связано с тем фактом, что сама по себе так называемая утрата доверия является ни чем иным как оценочным понятием, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов.

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия.

Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое.

Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества.  Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.

Документирование действий, являющихся основанием для увольнения в связи с утратой доверия

В силу того что на сегодняшний день унифицированной формы документации, которая составляется при обнаружении перечисленных выше действий со стороны работника не существует, то как правило они фиксируются в виде составления докладной записки от человека, который их непосредственно зафиксировал или же был тем, кто обнаружил результат свершения этих действий.

Докладная записка в обязательном порядке должна в себе содержать данные о человеке, которые ее подает, а именно его ФИО, место, время, а также все обстоятельства, которые оказывали влияние на совершение данных действий.

В случаях, когда данная информация предоставляется компетентным государственными органами или третьими лицами, не имеющими прямого отношения к данной организации то составление записки не является обязательной составляющей сего процесса.

Если проводилась процедура инвентаризации то одной докладной записки в данном случае недостаточно, должен быть составлен акт, фиксирующий все нарушения.

Данные документы служат для работодателя основой для проведения правомерного служебного расследования в сторону своего работника, чтобы установить факт либо его вины, либо невиновности.

  Для того чтобы все проходило в соответствии с действующим законодательством создается специализированная комиссия, в состав которой должны входить не просто компетентные в данной отрасли люди, но вместе с этим они должны выступать лицами незаинтересованными как со стороны работника, так и стороны работодателя.

Данная комиссия созывается после издания внутреннего приказа и должна состоять не менее чем их трех человек. В приказе в обязательном порядке должны содержаться сведения о членах комиссии, которые включают в себе должность, ФИО, полномочия, срок действия работы комиссии и многое другое.

Как правильно оформляется приказ об утрате доверия и увольнении

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

А также общие сведения о том проступке, который нарушал положения трудового или же коллективного договора, должных инструкций и иных нормативных актах, с обязательным  документарным подтверждением данных нарушений. Помимо этого приказ о взыскании должен отразить в себе обстоятельства при совершении виновных действий, степень вины и степень тяжести данной вины со стороны работника.

Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.

При проведении данной процедуры в трудовую книжку человека делается запись о том, что он был уволен в связи с утратой доверия по определенным основаниям, ссылки на которых находятся в ТК РФ. Выдается трудовая книжка непосредственно в день увольнения.

Необходимо отметить, что такой тип увольнения подразумевает полное сохранение за работником таких выплат как оплата труда за все отработанное и не оплаченное время, компенсационные выплаты, причитающиеся премии и надбавки, которые выдаются в последний рабочий день. Работодатель не имеет права, удерживать какие-либо суммы материального или же морального вреда, поскольку в данном случае увольнения этого не предусмотрено на законодательном уровне.

В случае же возникновения спорных вопросов, или же отказом руководства выплатить все причитающиеся денежные суммы своему работнику он имеет право подавать исковое заявление в суд. Также и работодатель, если имеет материальные претензии к своему работнику, который потерял доверие и был уволен, может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Источник: http://personright.ru/prava-rabotnikov/uvolneniye-raboty/59-osnovaniya-i-poryadok-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoy-doveriya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector