Закон о соут: трактовка и область применения

Получите документы по теме бесплатно

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Закон о СОУТ: трактовка и область применения

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона).

Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст.

17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации.

В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется.

В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона).

Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст.

9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация.

Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно.

Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки.

Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру.

В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс Подкласс Условия труда Размер доп.тарифа Характеристики класса (подкласса)
1 Оптимальные
  • 2
  • Допустимые
  • 3
  • 3.1
  • Вредные
  • 1 степени
  • 2%
  • 3.2
  • Вредные
  • 2 степени
  • 4%
  • 3.3
  • Вредные
  • 3 степени
  • 6%
  • 3.4
  • Вредные
  • 4 степени
  • 7%
  • 4
  • Опасные
  • 8%

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм. Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья. Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет). Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

  1. В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
  2. Важно: обновите информацию на сайте
  3. А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

  • За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице. 
  • Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ Правонарушение Ответственность
должностных лиц ИП организаций
ч. 2 ст. 5.27.1
  1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение
  2. Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб.
  3. Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

  • 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года
  • 30 000 – 40 000  руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/446174/

Практика применения законодательства о СОУТ

«

Специальная оценка условий труда действует в нашей стране более двух лет. И этот институт развивается. Так, с 1 января 2016 г. заработала Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения СОУТ.

Однако отдельные нормы законодательства о спецоценке до сих пор не вполне понятны профессиональному сообществу. Во многом это связано с трудностями переходного периода.

О том, почему государство уделяет повышенное внимание этой сфере, об административной ответственности за нарушения и контроле за организациями, проводящими спецоценку, нам рассказал Валерий Анатольевич Корж, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Валерий Анатольевич, как Вы оцениваете двухлетний период, в течение которого в России действует специальная оценка условий труда, с точки зрения развития нормативного регулирования?

Главное, что хотелось бы отметить: за это время приняты почти все необходимые законы и подзаконные акты о специальной оценке условий труда.

Исключение — особенности проведения спецоценки на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Этот документ сейчас в процессе согласования. Но его отсутствие, как говорится, погоды не делает, и в целом нормативное регулирование института специальной оценки не просто сформировано, но и активно применяется.

Сегодня достаточно организаций, проводящих спецоценку?

Скажем так: рынок организаций, проводящих специальную оценку, сложился.

По данным на 1 января 2014 г., спецоценку могли проводить 957 компаний. Конечно, после вступления в силу Федерального закона о специальной оценке условий труда количество организаций, имеющих право проводить оценку, сократилось. Причины тут разные. У одних истек срок действия разрешительных документов, другие решили покинуть рынок добровольно.

Читайте также:  Правила оформления и образец благодарности сотруднику за хорошую работу

Но даже с учетом этого обстоятельства компаний, проводящих спецоценку, немало.

Пример

По данным на начало декабря 2015 г., правом на проведение СОУТ обладали 787 организаций. Из них 161 включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — Реестр), а значит, полностью соответствует требованиям закона.

Остальные числятся в старом Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, по направлению деятельности «Аттестация рабочих мест по условиям труда».

Но они могут проводить СОУТ в силу переходных положений, предусмотренных в статье 27 закона.

Что это за переходный период?

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г.

(даты, когда закон вступил в силу), в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, могут проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся у них на эту дату аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров). Но в любом случае у них есть такая возможность до 31 декабря 2018 г. включительно.

После 1 января 2014 г. эти организации, конечно, могли обратиться в соответствующие добровольные системы аккредитации, чтобы продлить срок действия аттестата аккредитации своих испытательных лабораторий (центров).

Но на деле попасть в новый Реестр можно только в том случае, если аттестат аккредитации выдан национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

В настоящее время таким органом является Росаккредитация.

  • Получается, что еще почти три года организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, если у них не истек срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), вправе осуществлять спецоценку в силу переходных положений закона.
  • Если они захотят продолжить работу в будущем, то должны заранее готовиться к процедуре получения нового аттестата — уже в Росаккредитации.
  • А что, есть какие-то проблемы с получением новых аттестатов аккредитации?

Да, есть. Но связаны они в основном с невнимательностью и несерьезным отношением к разрешительным документам.

Организации, проводящие СОУТ, обязаны знать сроки действия своего аттестата аккредитации и изучить нормативные документы, чтобы заблаговременно обратиться в Росаккредитацию.

Сегодня в Минтруд России нередко обращаются организации, у испытательных лабораторий (центров) которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается через неделю, а они только опомнились и подали заявку в Росаккредитацию. У наших коллег из Росаккредитации есть совершенно четкие процедуры и немаленькие сроки. В неделю уложиться никак не получится.

Никакие слезные просьбы «войти в положение» и «в порядке исключения» внести в Реестр организацию, вовремя не получившую аттестат аккредитации по новым правилам, слушать никто не будет.

Нет аттестата аккредитации — нет легального основания на включение в Реестр, а значит, и права оказывать услуги по проведению специальной оценки условий труда.

Не секрет, что организации, проводящие спецоценку, проверяют довольно серьезно. Это касается и аттестатов аккредитации их испытательных лабораторий (центров)?

По нашей просьбе государственные инспекции труда обращают особое внимание на аттестаты аккредитации. И в первую очередь тех, которые были продлены после 1 января 2014 г.

Законом определен закрытый перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые должна измерять и оценивать собственная испытательная лаборатория (центр) таких организаций.

Проверку ряда производственных факторов (энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений и так далее) можно отдавать на аутсорсинг, привлекая к этой работе стороннюю испытательную лабораторию (центр).

Но к большинству исследований и измерений производственных факторов это не относится — они должны быть отражены в аттестате.

Поэтому Минтруд России, рассматривая заявления на внесение в Реестр, ориентируется на статью 19 закона — там содержатся требования к организациям, проводящим СОУТ. И мы очень внимательно сопоставляем область аккредитации аттестата, полученного испытательной лабораторией (центром), с требованиями закона.

Раз уж Вы заговорили о требованиях закона к организациям, включенным в Реестр, — есть ли какое-то особенное положение, без соблюдения которого, как и без аккредитации, организация не сможет попасть в Реестр?

Безусловным требованием закона является наличие у организаций как минимум пяти сертифицированных Минтрудом России экспертов. Один из них должен иметь высшее образование по специальности «врач общей гигиены, гигиены труда» или «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям».

В организациях, работающих на рынке СОУТ в силу переходных положений закона, локальным актом нужно закрепить статус экспертов за пятью сотрудниками.

Лишь компании, которые прошли аккредитацию в Росаккредитации и имеют не менее пяти сертифицированных экспертов — а значит, не нарушили принцип двух ключей, — смогут войти в Реестр.

Расскажите, пожалуйста, про экспертное сообщество. Что это за специалисты, много ли их? Как можно получить сертификат эксперта?

Аттестационные испытания лиц, желающих получить сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке, проводятся Минтрудом России с 1 октября 2014 г. За это время поступило 4506 заявок.

Процент отказов в допуске к аттестационному испытанию, проводящемуся в форме дистанционного тестирования, невелик — меньше 10%.

К аттестационному испытанию было допущено 4165 соискателей. Экспертами признаны 3007 человек.

При этом 399 претендентам по результатам дистанционного тестирования в выдаче сертификата было отказано.

Эти так называемые представители профессионального сообщества, имея три бесплатные попытки, на протяжении месяца не смогли осилить 40 тестовых вопросов! Достаточно было верно ответить на 36 из них, притом что правильный ответ выбирается из нескольких вариантов, предложенных системой, а это, как вы понимаете, сильно упрощает задачу.

Что интересно, программа, которая используется для аттестационного испытания экспертов, позволяет не только ответить на главный вопрос «Сдал или не сдал?», но и сделать аналитические выборки.

Пример

С ее помощью можно выяснить, какие вопросы вызывают наибольшее и наименьшее затруднение.

Я был очень удивлен, узнав, что чаще всего неправильно отвечают на общие вопросы проведения спецоценки. Получается, что узкие специалисты хорошо разбираются в конкретных проблемах, но плавают в общих организационных вопросах, четко урегулированных законом. Это информация к размышлению и для тех, кто направляет своих экспертов на аттестацию, и для надзорных органов.

Кстати, о компетентности экспертов. Парадокс, но в Департаменте условий и охраны труда Минтруда России сегодня нет ни одного сертифицированного эксперта. Смею заметить — и не будет, потому что это чревато конфликтом интересов.

Некоторые практикующие эксперты умудряются задавать нашему Департаменту по семь элементарных вопросов в неделю: как провести спецоценку на рабочем месте прораба, как измерить уровень шума и так далее.

Мы, конечно, не можем и не будем применять меры к гражданам, чрезмерно активно задающим нам вопросы. Но обязательно обобщим эту информацию и попросим Роструд в ходе плановой контрольно-надзорной деятельности уделить повышенное внимание организациям, эксперты которых проводят СОУТ с помощью нашего департамента.

Эксперт — специалист уникальный, грамотный. Он подтвердил данный факт, пройдя аттестационное испытание и получив сертификат.

В своей работе он должен руководствоваться имеющейся нормативной базой — как я уже сказал, полностью сформированной.

И если эксперт обнаружит в ней сущностные проблемы и противоречия, пусть их нам обозначит, но не просит решать за него конкретные задачи при проведении СОУТ.

Ваш департамент, Росаккредитация, Роструд как-то обмениваются информацией?

Да, обязательно.

Пример

У Минтруда России есть соглашение с Росаккредитацией, по которому мы обмениваемся информацией. У Роструда есть прямые полномочия передавать соответствующие сведения в Росаккредитацию. И эта работа сегодня активно ведется.

Росаккредитация сообщает нам в т. ч. о приостановлении действия аттестатов аккредитации. А это означает автоматическое приостановление деятельности организации, проводящей спецоценку.

В самое ближайшее время будут налажены электронные сервисы и мы начнем обмениваться необходимой информацией с Росаккредитацией практически в режиме онлайн.

Какое изменение, нововведение в сфере специальной оценки условий труда Вы бы назвали главным в этом году?

С 1 января 2016 г. заработала Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения СОУТ. Организации, осуществляющие спецоценку, обязаны заносить ее результаты в эту систему. Хотя на самом деле это не нововведение. Уже действовавшая Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда приказом Минтруда России с начала 2016 г. переименована во ФГИС.

В свое время Автоматизированная система объединила несколько информационных ресурсов Минтруда России.

ФГИС наряду со сведениями из прежней системы будет содержать данные Роструда о результатах проведенных им контрольно-надзорных мероприятий, а также информацию от органов исполнительной власти субъектов РФ о результатах государственной экспертизы условий труда. Главный интерес представляет экспертиза качества специальной оценки условий труда.

В дальнейшем мы планируем синхронизировать ФГИС с системами Пенсионного фонда, чтобы вести индивидуальный (персонифицированный) учет работников, соотносить условия их труда с гарантиями, предусмотренными пенсионным законодательством. На очереди также интеграция с системами ФСС России и Роспотребнадзора.

В ходе работы прежней системы в Минтруд России и к ее разработчикам поступало много претензий от организаций, проводящих спецоценку, о якобы имеющих место сбоях при передаче информации. Проверки показывали, что, как правило, все это отговорки, призванные оправдать бездействие по передаче данных. А времени на это было предостаточно — полтора года.

Напомню, что временный Порядок передачи сведений о результатах проведения спецоценки был принят приказом Минтруда России и применялся вплоть до вступления в силу с 1 января 2016 г. нового Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ.

Мы неоднократно рассылали всем, кого это касается, письма, разъясняя, как подключиться к автоматизированной системе, получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, передавать информацию, прикреплять уже сформированные файлы, как вносить данные вручную и так далее. Однако сведения передавались ни шатко, ни валко. И только после того как в октябре прошлого года мы проинформировали Роструд о грубом нарушении рядом организаций, проводящих спецоценку, норм закона, дело наконец сдвинулось с мертвой точки.

В октябре прошлого года организации активизировались, и процесс начал резко набирать обороты как в части переданных в автоматизированную систему результатов спецоценки, так и в части подачи заявок и получения сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Плохо, что организации, проводящие спецоценку, не услышали наши уведомления о необходимости подключиться к автоматизированной системе и спохватились только после визита государственной инспекции труда и возникновения угрозы заплатить реальный штраф. Впрочем, даже после этого к системе подключились не все.

Пример

По данным на 7 декабря 2015 г., из 161 организации, внесенной в Реестр, 56 все еще не имели необходимого доступа к системе.

  1. Изменилось ли что-то в вашей работе в связи с переходом на ФГИС?
  2. Да, мы начали действовать еще более жестко.
  3. Деятельность организаций, проводящих спецоценку, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и, соответственно, не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена.

Организации, осуществляющие спецоценку, обязаны загрузить во ФГИС не только свежие данные, но и все результаты оценки начиная с 5 сентября 2014 г. Роструд об этом уведомлен и будет действовать. Раз не получается работать в плановом порядке, значит, будем действовать в режиме аврала.

Если при передаче данных во ФГИС возникают реальные проблемы, можно воспользоваться горячей линией — разработчики ответят на все вопросы пользователей. Если и служба технической поддержки не поможет, обращайтесь на электронную почту нашего департамента.

К середине года мы планируем получить соответствующее распоряжение Правительства РФ и еще раз организовать масштабную проверку передачи сведений во ФГИС.

Почему вообще столько времени уделяется процедуре специальной оценки условий труда?

Потому что у государства и работодателей много социальных обязательств, которые из нее вытекают.

Это досрочные пенсии, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Результаты спецоценки прямо влияют на накопленные социальные права работников, на их главное право работать в безопасных условиях. Именно поэтому введена серьезная административная ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому мы так внимательно наблюдаем за развитием и регулированием данного рынка.

Должен предупредить представителей профессионального сообщества: рынок специальной оценки условий труда — под бдительным контролем.

Еще раз подчеркну: органы исполнительной власти, Минтруд России, Роструд, органы по труду субъектов РФ — все мы будем очень внимательно следить за тем, как проводится СОУТ.

И к тому, что мы делаем, не следует относиться как к разовой кампании. Это системная работа по наведению порядка на рынке СОУТ, повышению качества и эффективности оценки.

Заверяю вас, контроль, мониторинг и меры реагирования будут осуществляться на постоянной основе.

Журнал «Охрана труда в вопросах и ответах» № 4, Апрель 2016″

Услуги Правовой защиты

Закон о СОУТ: трактовка и область применения

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Пакеты документов

Аутсорсинг охраны труда

Учебный центр

СОУТ

Источник: https://otrude.ru/baza-znanij/stati/ohrana-truda/praktika-primeneniya-zakonodatelstva-o-sout.html

Соут (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2019 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.
Читайте также:  Увольнение по инициативе работодателя: 33 статья, основные положения трудового кодекса, причины и последствия

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам.

Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.

0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Бесплатно рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв.

приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета.

В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н).

В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми.

Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб.

В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. «Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний»).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2019/11/15195

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — 426 ФЗ, последние изменения, основание для проведения, методика проведения, штраф

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаются Суть
Расширены права работников Владелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателя В течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценку Методы осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
Мероприятия Изменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).
Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).
Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).
Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).
Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.
Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Видео: Суть вопроса

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Именно указанная комиссия утверждает график мероприятия. Его пример можно легко найти в интернете.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Документ подписывается всеми участниками комиссии, утверждается владельцем фирмы и подлежит согласованию с организацией по СОУТ.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике. Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

Этап Срок, дни
создание комиссии и утверждение списка рабочих мест 1
Заключения договора с организацией по оценке с учетом согласования цены и прочих нюансов 5
Работа организации по исходной информации, сопоставление с нормативами, классификация 15
выезд на предприятие, идентификация вредности, исследования, замеры 1 – 3
Протоколы и отчет 15
Согласование отчета с предприятием и передача его в специальный реестр — систему учета результатов СОУТ (ранее сдавали в госинспекцию) 10 (срок установлен в законодательстве)

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2018-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.
Читайте также:  Испытательный срок при срочном трудовом договоре: понятие и особенности

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

Субъект Размер штрафа
Организации 60 – 200 тыс. руб. или запрет на 90 суток
ИП 5 – 40 тыс. руб. или запрет на 90 суток
Должностные лица 5 – 40 тыс. руб. или отстранение на 1 – 3 года

Во всех случаях также возможно предупреждение при незначительных нарушениях.

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается заявка и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://101zakon.ru/pensii/specialnaja-ocenka-uslovij-truda-sout/

Специальная оценка условий труда — Охрана труда

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества  и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ.

Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны.

  Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

***

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.

К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

  • Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.
  • Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда
  • Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.
  • Проверить наличие сертификата

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

  1. 1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
  2. 2) наличие в организации не менее пяти экспертов;
  3. 3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

  • Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.
  • Скачать образец приказа о проведении СОУТ
  • В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.
  • Немного истории.

Источник: http://okhrana-truda.com/usloviya-truda/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019, штрафы

В статье рассмотрим, какие последствия ожидают работодателей, которые не организовали СОУТ, согласно 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями 2019 года.

С 2019 года компаниям, которые не провели спецоценку условий труда, грозят штрафные санкции до 80 000 рублей. Минимальный штраф составляет 5000 рублей.

Подробное описание СОУТ и правила, по которым ее осуществляют, описаны в статье «Оценка условий труда на рабочем месте 2018».

Регламент спецоценки в законе 426-ФЗ описан с указанием прав, обязанностей фирм и компаний, осуществляющих оценочные действия.

Суть закона

Закон о специальной оценке условий труда регулирует отношения, образующиеся при осуществлении СОУТ. Специальная оценка — это совокупность планомерно проводимых мер по обнаружению вредных факторов производства. В процессе оценки учитывают:

  • неблагоприятные действия на работников;
  • принимают во внимание нормативы условий труда;
  • применения средств защиты трудящихся.

В ходе специальной оценки выявляют классы условий труда.

Спецоценку не организуют для:

  • трудящихся удаленно;
  • трудящихся в религиозных образованиях;
  • у физлиц, не зарегистрированных как ИП.

СОУТ для государственных гражданских и муниципальных служащих регламентируется подзаконными актами России о государственной и муниципальной службе.

Какие нововведения произошли в 2019 году

В 2019 году спецоценку для фирм организуют аналогично пошлому году. Ее проводят, те, кто не сделал оценку в 2014 году, либо те, кто ее не делал.

Какие новшества внес закон СОУТ (426 ФЗ) в 2019 году:

  1. С 1 января 2019 года спецоценку проводят все фирмы, включая микроорганизации.
  2. В 2019 году фирмы, оценившие условия труда в 2014 году, организуют очередную оценку.
  3. С 2019 года запрещено поэтапное проведение оценки по частям.
  • Значимые корректировки в закон о СОУТ не внесены.
  • Спецоценку осуществляют фирмы, имеющие право вести оценочные действия, совершать анализы и пробы.
  • В ходе специальной оценки проверяют:
  • освещение рабочих мест;
  • присутствие загрязняющих элементов в окружающей среде;
  • показатели шума, микроклимата.

Спецоценку по плану проводят однократно в 5 лет, а вне плана — по мере надобности.

Требования для исполнителя СОУТ:

  • аккредитация Роструда;
  • оперативность оценки;
  • цены не должны превышать средние по рынку;
  • наличие оборудования для замеров, анализов.

От фирмы-подрядчика СОУТ выезжает группа лиц на объект-фирму. При проверке работу фирмы не останавливают. В 2019 году спецоценку заказывают фирмы:

  • проводившие оценку пять лет назад;
  • которые не заказывали спецоценку;
  • которым требуется спецоценка вне планов.

Причины спецоценки вне плана:

  • дополнительные рабочие зоны;
  • переезд фирмы;
  • указания проверяющих органов;
  • замена старой оснастки;
  • усовершенствование производства;
  • переход на новейшее сырье, материалы;
  • внедрение средств защиты сотрудников;
  • несчастные случаи;
  • заболевания работников, приобретенные на производстве.

Если фирма обновила процесс производства, создала рабочие площади, то она обязана в ходе одного года сделать спецоценку. Срок считают со дня пуска каждого нововведения.

Утверждение реформы пенсий и увеличение пенсионеров на рабочих местах приведет к росту качества условий труда на местах с тяжелыми условиями труда. В ходе спецоценки учитывают льготы и специфику профессий.

Штрафные санкции

По данным Роструда, оштрафуют не всех опоздавших со спецоценкой. Данные об оценке фиксируют с 2014 года, но в системе отразились не полностью данные за первый год. Информация для применения санкций фирмам, не выполнившим спецоценку, отражена в базах с 2015 г. Согласно статье 5.27.1 КоАП РФ и 426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019 штрафы не увеличены:

  • от 5000 до 10 000 руб. для ИП;
  • 60 000 до 80 000 руб. для ООО.

Автоматизированная рассылка штрафных уведомлений для фирм начнется с 2020 года.

Основание для санкций — рабочие места, образованные свыше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета (ФГИС) отсутствует информация о СОУТ. До 2020 года штрафные санкции угрожают фирмам, которые трудовая инспекция проверит в 2019 году по плану или вне планов.

С 2019 года Минтруд начнет проводить проверки автоматизированным способом, путем сравнения компаний через базы ФГИС, налоговой и ПФР. Фирмам, не сделавшим оценку, вышлют предупреждение и предоставят полгода для проведения СОУТ. При обнаружении нарушений юрлицу направляют предупреждение.

Если меры по ликвидации недостатков не приняты, проверяющие применяют карательные санкции, организуют контрольные мероприятия вне плана в предусмотренном порядке.

По завершении специальной оценки совершают такие действия:

  1. Создают допсоглашения к контрактам с работниками. В них отражают итоги спецоценки. Несоблюдение порядка заключения контрактов карается штрафом от 50 000 до 100 000 руб.
  2. Фиксируют внедрение или отмену гарантий и компенсаций с даты получения результатов спецоценки (санкции от 5% до 25% средств, израсходованных не по целевому назначению).
  3. Создают список сотрудников для прохождения медосмотров: периодических и первичных. Санкции за допуск сотрудника к труду без медосмотров – от 110 000 до 130 000 рублей.
  4. Предоставляют рабочим средства индивидуальной защиты (санкции за не предоставление СИЗ — от 130 000 до 150 000 рублей).

Суммарная величина штрафа по результатам оценки с недостатками может превосходить 350 000 руб. и влечет приостановление работы фирмы.

В 2019 году Минтруда планирует откорректировать закон для упрощения работы экспертов и фирм, выполняющих СОУТ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/426-fz-o-specialnoi-ocenke-uslovii-truda-s-izmeneniami-2019

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector