Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Основные понятия

Трудовая инспекция – орган, в основные функции которого входит осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей участников трудовых отношений, а также регулирование спорных вопросов, возникающих между ними в процессе выполнения установленных трудовым договором обязанностей.

Государственная инспекция труда (ГИТ) наряду с судебными инстанциями представляет собой основной орган по защите прав работников.

Структурно она относится к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), а в осуществлении своих функций руководствуется положениями ТК РФ, федеральных законов в области трудового права и Положениями об инспекции труда.

Функции трудовой инспекции

В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.

Помимо этого, в обязанности ГИТ входит осуществление следующих функций:• контроль органов опеки и попечительства, а также организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность несовершеннолетние и недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица;• урегулирование коллективных трудовых споров в организациях, относящихся к государственной собственности;• контроль обеспечения в организации условий безопасности труда, соответствующих нормам действующего законодательства;• оценка соблюдения работодателем требований охраны труда.В обязанности органов ГИТ также входит предоставление юридических консультаций гражданам и участие в судебных заседаниях в качестве специалиста по трудовым вопросам.

Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Формы реализации основных функций трудовой инспекции

При осуществлении вышеперечисленных функций и задач трудовая инспекция уполномочена проводить камеральные или выездные проверки.

Камеральные (документальные) проверки обычно предшествуют выездным – целью их проведения является установление фактов нарушений трудовых прав сотрудников учреждения.

Осуществление выездных проверок считается целесообразным при наличии веских оснований полагать, что в организации такие прецеденты действительно имели место и требуют урегулирования.

Выездные проверки проводятся в случаях, когда документальный контроль не дает возможности составить полную картину для оценки фактов соблюдения/несоблюдения работодателем трудовых прав работников.Плановые проверки ГИТ не могут осуществляться чаще, чем раз в три года.

Правительством установлен перечень организаций, которых это правило не касается – образовательных, медицинских, социальных учреждений, сферы тепло-, электро- и энергоснабжения.В случаях ущемления работодателем прав работника, последний вправе обратиться за их защитой как в органы трудовой инспекции, так и в судебные органы по месту нахождения организации. Жалобы граждан в ГИТ являются законным поводом для осуществления внеплановых проверок.

  • Адрес трудовой инспекции в Екатеринбурге: улица Мельковская, дом 12. 
  • Возможно вам будет интересно:
  • — Сроки давности по трудовым спорам.
  • — Что делать, если вам не выплачивают (задерживают) заработную плату?
  • — Как установить факт трудовых отношений в 2019?
  • Если вам нужна более подробная консультация, то вы можете обратиться к нашему юристу по трудовым вопросам. 
  • Записаться на консультацию

Источник: https://ural-pravo.ru/trudovye-spory/214-trudovaya-inspektsiya-i-ee-funktsii

Права и обязанности госинспекторов труда — Центральная профсоюзная газета "Солидарность" — Статьи

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018; № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА (окончание)

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

  • При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее — НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:
  • — в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;
  • — запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • — изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;
  • — расследовать несчастные случаи на производстве;
  • — предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;
  • — направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;
  • — выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • — запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • — составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • — выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • — предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — как физлиц, так и юрлиц.

И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).

А после ухода с должности — считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей — полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

  1. Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
  2. Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):
  3. а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда — об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;
  4. б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;
  5. в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  6. г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника — не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.

За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда — это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 — 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП — ст. 19.6.

1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ — ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.

16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ — ст.

285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Читайте также:  Увольнение сотрудника по инициативе работодателя: какие могут быть причины для этого?

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-33.html

Федеральная инспекция труда — что это

Федеральная инспекция труда – это единая система государственных инспекций в каждом субъекте РФ, возглавляемая главным государственным инспектором. В статье мы расскажем о том, как ведется надзор за соблюдением требований законодательства, а также о правах и обязанностях ГИТ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда

Функции по надзору и контролю в сфере трудовых отношений, в том числе за соблюдением ОТ, осуществляет Роструд. Территориальными органами в субъектах РФ являются государственные инспекции труда. Роструд утверждает Положение о территориальных органах в соответствии с Приказом от 26 мая 2015 года № 318н. Это установлено в Приказе Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.

Надзорные мероприятия проводятся в соответствии с конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, КоАП РФ, а также законом № 294-ФЗ. Полномочия Роструда не распространяются на опасные производственные объекты, в этой сфере контроль ведет Ростехнадзор.

Функции Федеральной инспекции труда

Роструд проводит надзорные мероприятия согласно 57 статье Трудового кодекса в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовые договора с работниками, а также с физическими лицами.

Предметом надзорных мероприятий является соблюдение работодателями ТК РФ и правил в области ОТ в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Общие требования к проведению проверок указаны в Федеральном Законе РФ № 294-ФЗ.

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации

Руководитель ГИТ является главным государственным инспектором в каждом субъекте РФ, а его заместители – соответственно заместителями ГГИ. Эти должности относятся к категории государственных служащих в ранге советников. Информацию о действующем главном госинспекторе труда можно найти на сайте ГИТ.

Полномочия инспекции труда

Государственный инспектор труда имеет право проводить следующие мероприятия:

  • запрашивать документы и иную необходимую информацию для проведения документарной проверки;
  • возглавлять расследование при наступлении тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаев;
  • во время выездной проверки ходатайствовать о приостановлении деятельности предприятия в случае грубого нарушения норм трудового права, которые грозят жизни и здоровью работников;
  • направлять в суд материалы проверок и ходатайствовать о наложении административных или уголовных санкций на работодателей-нарушителей норм трудового права;
  • выдавать работодателю предписания и требовать их исполнения;
  • запрещать проведение работ, использование СИЗ, не отвечающих требованиям ТР ТС 019/2011.

Инспекторы ГИТ относятся к гражданским госслужащим и обязаны отчитываться о своих доходах и доходах членов семьи. Они не должны допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.

На какие действия не имеет права государственный инспектор

Проверяющий при проведении проверки не имеет право забирать у организации оригиналы документов. По его требованию достаточно предоставить простые заверенные (не нотариально) копии вместе с оригиналами. После приема копий оригиналы работодатель должен оставить себе.

К грубым нарушениям при проведении проверок ГИТ, результаты которых признаются судами недействительными, относятся:

  • Проверка без распоряжения главного государственного инспектора труда (руководителя инспекции труда).
  • Запрос информации и взыскание документов, не относящихся к предмету проверки.
  • Превышение установленных сроков проведения проверок.
  • Непредоставление работодателю акта проверки. Но если для принятия решения необходимо дождаться решения экспертизы, то акт может быть вручен позже.
  • Решения инспекторов могут быть обжалованы работодателем в следующем порядке:
  • 1. руководителю надзорного органа,
  • 2. в вышестоящую инспекцию субъекта РФ

3. в суд.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/40343-prava-i-obyazannosti-gosudarstvennyh-inspektorov-truda

Федеральная инспекция труда. Принципы деятельности, права и обязанности государственных инспекторов труда

  • Федеральная инспекция труда это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
  • Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
  • Основными принципами деятельности являются:
  • ♦                    обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • ♦                    обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
  • ♦                    обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
  • ♦          доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
  • В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
  • ♦          в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;
  • ♦                    осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
  • ♦                    получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
  • ♦                    давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • ♦                    изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • ♦                    направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • ♦                    расследовать несчастные случаи;
  • ♦                    запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
  • ♦                    выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
  • ♦                    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
  • ♦                    выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

 Обязанности государственных инспекторов труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Независимость государственных инспекторов труда.Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Источник: https://students-library.com/library/read/80732-federalnaa-inspekcia-truda-principy-deatelnosti-prava-i-obazannosti-gosudarstvennyh-inspektorov-truda

Обязанности работодателя для инспекции труда

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (часть 2 статьи 143 УК РФ); Трудовым законодательством также предусмотрена материальная ответственность работодателя: O за задержку выплаты заработной платы и других выплат — работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (статья 236 ТК РФ). При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.

V запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; ───────────────────────────────────────────────────────────────────── V составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ; ───────────────────────────────────────────────────────────────────── V выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Полномочия трудовой инспекции

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или представителя, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Типовая форма акта проверки установлена Приказом N 141. К сведению.

К акту проверки прилагаются: объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Права и обязанности государственных инспекторов труда

На что обратить внимание? Прежде всего, одним из прав, предоставленных работодателям законодательством, является обжалование действия (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшего за собой нарушение прав юридического лица. Работодателю следует знать, какие его права могут быть нарушены и какие нарушения законодательства допускают инспекторы по труду при проверке.

Читайте также:  Как уйти в декрет с декретной должности: процедура оформления отпуска работнику на временной должности

Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Внимание

Так как персональные данные являются одним из видов охраняемой законом тайны, защита их конфиденциальности предусмотрена также и статьей 13.

14 КоАП РФ, согласно которой в ситуации, если лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, разгласило сведения, составляющие персональные данные, административный штраф для него будет составлять от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

К сотруднику, ответственному за хранение персональной информации работников, работодатель вправе применить одно из дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 ТК РФ, в частности замечание, выговор, увольнение.

Основные функции и полномочия трудовой инспекции

Кроме этого, выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного или уполномоченного лица), за исключением проведения проверки в случаях причинения вреда жизни и здоровью работников.

Если при проведении проверки инспектор по труду допустит хотя бы одно из вышеперечисленных нарушений (действий, бездействия), работодатель может написать заявление в вышестоящий контролирующий орган или в суд.

Кроме этого, работодатель может обжаловать решения государственных инспекторов труда соответствующему руководителю по подчиненности и главному государственному инспектору труда РФ.

Решения же главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы лишь в суде.За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда могут привлекаться к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности.Заметим, что в ст.

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда статьей 19.

7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

Процедура проверки организации государственным инспектором труда

Закона N 294-ФЗ юридические лица должны вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом N 141, а инспекторы труда, осуществившие проверку, по ее окончании обязаны произвести в нем запись.

Ответственность работодателя Итак, по результатам проверки юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.При этом если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, инспекторы по труду в первую очередь выдают предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений, принимают меры по контролю за устранением нарушений и привлекают лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.

Предписание об устранении нарушений должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента их установления. Виновное должностное лицо привлекается к административной ответственности, как правило, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

А в случае выявления в ходе проверки признаков преступлений, предусмотренных УК РФ, должностные лица инспекции по труду направляют материалы в правоохранительные органы.Кроме этого, ст.

363 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за такое воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда:- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.

7 КоАП РФ);- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.
Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе обратиться с жалобой в орган трудовой инспекции.

Источник: https://elit43.ru/obyazannosti-rabotodatelya-dlya-inspektsii-truda/

Государственный инспектор труда имеет право

— предъявлять работодателям и их представителям обязатель­ные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Статья 357

3.

Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 357

В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим (получившим законодательное закрепление в КоАП РФ) является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 — 5.34, 5.44 КоАП РФ.

Статья 357 ТК РФ

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

Статья 357 ТК РФ

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

Статья 357

Статья 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Государственный инспектор труда

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда в связи с индивидуальным или коллективным трудовым спором, который рассматривается соответствующим органом по рассмотрению трудовых споров (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), Г. и. т. — при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, — выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель может обжаловать предписание в судебном порядке в течение 10 дней со дня его получения.

Рекомендуем прочесть:  Бесплатный юрист по квартирным вопросам

Статья 357

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; абзац седьмой утратил силу; направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; абзац одиннадцатый утратил силу; абзац двенадцатый утратил силу; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве; предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Рекомендуем прочесть:  Как стать донор

Основные права государственных инспекторов труда

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Читайте также:  В чем заключается дисквалификация как административное наказание, в каких случаях и за что ее назначают

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

Статья 357

2. Приведенными в комментируемой статье правами государственные инспекторы обладают и в отношении воинских частей. Приказом «О выполнении в Вооруженных Силах Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов о труде и охране труда» от 12 апреля 2000 г.

N 167 министр обороны Российской Федерации обязывает командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) военных организаций оказывать содействие государственным инспекторам труда при проведении ими в воинских частях государственного надзора и контроля в этой области.

Законом предусмотрен особый порядок инспектирования указанных организаций (ч. 2 ст. 360 ТК РФ).

Статья 357

При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК РФ и ГПК РФ и другими федеральными законами. 6.

Основными задачами Государственной инспекции труда являются: — обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда; — обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений. При выявлении такого рода нарушений в ходе проверок материалы направляются в Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

Права государственных инспекторов по охране труда

— предъявлять работодателям (их представителям) обязательные предписания об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Источник: https://zakonandpravo.ru/pensiya/gosudarstvennyj-inspektor-truda-imeet-pravo

Роль Федеральной инспекции труда в осуществлении государственного надзора и контроля

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Федеральная инспекция труда. Органы инспекции выполняют следующие основные функции:

  • — осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охраной труда на соответствующей территории;
  • — расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
  • — рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;
  • — участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда;
  • — обобщают опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда;
  • — ведут прием населения, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав. [4, C. 184]

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица Инспекции. Она осуществляет свою деятельность также во взаимодействии с правоохранительными органами. Государственные инспекторы труда имеют право:

  • — проводить в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
  • — запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
  • — предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;
  • — привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда;
  • — расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • — выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
  • — требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;
  • — запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;
  • — изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);
  • — приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • — отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; федеральный инспекция труд
  • — по результатам проверок передавать в правоохранительные органы материалы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, а также предъявлять иски в суд. [4, C. 187]

Главный государственный инспектор труда РФ и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными выше, имеют право:

  • — приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • — направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений. [4, C. 188]

Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

Проверки инспекторами по труду проводятся на основании распоряжений (приказов).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа), наименование органа Инспекции, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки, наименование организации, в отношении которой проводится мероприятие по контролю, цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю, правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, дата начала и окончания проверки.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом Инспекции руководителю или иному должностному лицу предприятия одновременно со служебным удостоверением.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки.

Продолжительность проверки по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения инспектора по труду, осуществляющего проверку, руководителем территориального органа Инспекции или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения организацией обязательных требований государственными инспекторами по труду проводятся плановые контрольные мероприятия. В отношении одной организации каждым органом государственного контроля (надзора) плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность организации при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях получения информации о нарушениях от граждан и других организаций.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах.

В акте указываются: дата, время и место составления акта, наименование органа государственного контроля (надзора), дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю, наименование проверяемого предприятия или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя предприятия или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, дата, время и место проведения мероприятия по контролю, сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя предприятия или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи, подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами мероприятия по контролю, или их копии. [2, C. 312]

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю предприятия или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле инспекции.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения инспектором по труду составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. [2, C. 315]

Если предприятие не согласно с описанными в акте нарушениями, ему необходимо письменно зафиксировать разногласия с изложением всех положений акта проверки, с которыми оно не согласно, с обязательной аргументацией и со ссылками на нормативные акты.

Кроме того, решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.

Источник: https://studwood.ru/1437376/pravo/rol_federalnoy_inspektsii_truda_osuschestvlenii_gosudarstvennogo_nadzora_kontrolya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector