Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие

СОУТ, или спецоценка условий труда на производстве — зона контроля ГИТ. Ее результаты показывают степень соответствия фактических условий, которые создал работодатель, оптимальным нормам и законодательным актам. Помимо плановых работ, по приказу могут проводиться внеплановые проверки. Когда и зачем они нужны, какие основания должны иметь под собой — далее.

Что такое внеплановая СОУТ

СОУТ, ВСОУТ в установленные законом сроки должны проводить все работодатели, по результатам проверки предоставлять декларацию соответствия ГИТ. Российское законодательство обязывает делать это все субъекты хозяйствования в целях определения степени воздействия различных факторов на здоровье работников на их основных местах деятельности.

Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие

Ответственный специалист проводит СОУТ

Важно! Спецоценка СОУТ не нужна только для дистанционных, надомных сотрудников.

Отличия от плановой спецоценки

Каждый работодатель обязан с периодичностью раз в пять лет делать плановые спецоценки, по итогам которых определяются классы и подкатегории условий труда на предприятии.

Внеплановая СОУТ нужна при значимых изменениях в ходе производственного процесса, которые случились (или должны произойти) в паузе между плановыми спецоценками.

Под плановыми подразумевается прежняя и будущая, внеплановая вписывается в интервал между ними.

Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие

Специальная оценка труда: плановая или внеплановая

Основания для проведения проверки

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • направление работодателю предписания от инспектора ГИТ;
  • несчастный производственный случай;
  • диагностирование у работника профзаболевания, признанного результатом постоянного контакта с опасными факторами;
  • инициатива профсоюзного органа;
  • введение новых рабочих мест в штатную структуру;
  • запуск нового оборудования в работу;
  • интеграции инновационных технологий в производственный процесс;
  • внедрение новой сырьевой базы, способной изменить рабочие условия.

Целевой инструктаж по охране труда: в каких случаях проводится

Документ, являющийся основанием для выполнения соответствующих работ — распоряжение руководителя. Для назначения уполномоченной комиссии готовится приказ.

Обратите внимание! В состав членов команды входят ответственные, должностные лица, делегированные представителями профсоюза. Приказом руководитель устанавливает задачи, сроки проведения работ, рассмотрения, утверждения, подписания итоговой документации.

Кто принимает решение о проведении ВСОУТ

СОУТ: специальная оценка условий труда

По внеплановому проведению СОУТ в 2019 г. ввели изменения. Спецоценку производят на всех предприятиях, включая малые формы, микроорганизации.

Поэтапное проведение работ не обязательно.

Инициативу об осуществлении проверки вне положенного периода чаще всего принимает инспектор ГИТ, имеют соответствующие полномочия представители профсоюзов, сами работодатели.

Когда ВСОУТ проводить не требуется

Во внеплановой специальной оценке условий труда необходимости нет в следующих случаях:

  • по причине выполненных реорганизационных процедур изменились реквизиты для регистрации, юридическое наименование субъекта хозяйствования, но условия ведения деятельности остались без корректив;
  • в штатное действующее расписание внесли такие изменения, как переименование должностей, но фактический функционал, рабочее место исполняющего сотрудника не затрагивались;
  • на работу взят новый исполнитель, но за последнее время корректив условий труда по рабочему месту не было;
  • если несчастный случай произошел, то по вине третьих лиц, что может быть доказано, или на территории предприятия, но на рабочем месте, которое не закреплено за сотрудником.

Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда

Решение о том, что внеплановая проверка на месте происшествия или просто на предприятии производиться не будет, принимает специально собранная комиссия.

Обратите внимание! По итогам ее заседания, рассмотренных вопросов составляется протокол (он должен соответствовать законодательным требованиям, образцы есть в Сети и нормативах работы предприятий).

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Внеплановая и плановая СОУТ должны проводиться в следующих случаях:

  • на проведение соответствующих действий был издан приказ от Роструда;
  • имел место быть несчастный случай, повлекший за собой тяжелые последствия (травмы, летальный исход);
  • на рабочих местах в ходе проверок были обнаружены заболевания, являющиеся последствием негативного влияния на сотрудников опасных производственных факторов (другими словами, профессиональных заболеваний);

Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие

Оценка труда на разных объектах

  • введены новые рабочие места;
  • компания начала применять новое оборудование, сырье или материалы, которые ранее не использовала;
  • в целях защиты от производственных вредных факторов централизованно внедрены средства индивидуальной защиты;
  • предложение мотивировано и выдвинуто органом работников или профсоюзной организацией.

Важно! Рабочие места до СОУТ должны быть обустроены и оборудованы, иначе проверка будет невозможной.

Сроки

Внеплановые проверки проводятся в срок не менее шести месяцев, после того как появилась соответствующая необходимость, и о ней было заявлено. Но в некоторых случаях сроки увеличиваются до одного календарного года.

Обратите внимание! Ремонт, перепланировки проверяемых помещений в перечень условий для проведения оценки не входят, за исключением ситуаций, когда новые размеры помещения слишком малы и оказывают негативное влияние на работу сотрудников.

Порядок проведения внеплановой спецоценки

Когда действовала единая система аттестации рабочих мест на предприятиях, внеплановые оценки регламентировали пп. 47-48 Приказа 324, но новый ФЗ-426 его упразднил. Действующий порядок и этапы оценки внеочередного типа выглядят так:

  1. Подготовительные работы — определяется перечень рабочих мест, которые будут оцениваться, выбирается экспертная фирма, оформляется комиссия.
  2. Идентификация потенциально опасных, вредных факторов — обязательно с дальнейшим декларированием степени соответствия текущих параметров заявленным.
  3. Измерение степени влияния этих факторов — нужно для определения класса вредности.
  4. Согласование отчета по результатам оценки — по образцу.
  5. Объявление данных.

Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие

Инспектор вносит записи по результатам проверки

Руководству предприятия нужно подготовиться к СОУТ, поскольку рабочие места оцениваются в первую очередь, особенно, если на них предположительно вредные факторы оказывают максимальное воздействие.

Обратите внимание! Подготовка и оплата проверки — обязательства работодателя.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты проведенной специальной оценки по текущим условиям труда на производстве, их соответствию нормативам могут применяться в разных целях:

  • разработка мероприятий, направленных на улучшение текущей ситуации, контроль за реализацией процедуры;
  • информирование сотрудников по возможным рискам (важно для опасных производств с высокими рисками травм или развития профессиональных заболеваний);
  • обеспечения средствами индивидуальной, коллективной защиты;
  • контроль за состоянием условий ведения деятельности сотрудников рабочих местах;
  • осуществление медосмотров в случае необходимости.

Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие

Ответственные специалисты по СОУТ обсуждают детали проверки

Дополнительно данные СОУТ используются для расчета компенсаций, гарантий, тарифов взносов в рамках действующей системы страхования Пенсионного фонда, надбавок к ним.

Важно! Именно СОУТ и результаты проверки — основа для составления заявок на финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Данные СОУТ применяют в подготовке статистических отчетов по условиям труда, составлении плана решения проблемы с профессиональными заболеваниями (в частности, вспышками), урегулировании вероятных разногласий, связанных с обеспечением безопасности труда в будущем. Незаменимы они для принятия решений по трудовым ограничениям для отдельных групп (лиц) работников, оценки общей системы профессиональных рисков. Возможно применение данных СОУТ для решения других предусмотренных законодательством задач.

Внеплановая оценка условий труда проводится в промежутках между плановыми проверками, инициировать ее может работодатель либо инспектор ГИТ. Рабочие места следует должным образом подготовить к визиту специалистов. Ее проведение важно, как для работодателя, так и для сотрудников.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/vneplanovaa-specialnaa-ocenka-uslovij-truda-provoditsa-v-sleduusih-slucaah.html

Аттестация рабочих мест (оценка рабочих мест) по условиям труда в 2019 году: что это такое

Специальную оценку или аттестацию рабочих мест по условиям труда обязаны проводить, в том числе внепланово, все работодатели независимо от сферы их деятельности и других критериев. Рассмотрим что такое спецоценка и как ее провести в 2019 году.

Внимание! Провести спецоценку в соответствии со всеми требованиями законодательства вам помогут:

Что такое аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест — это термин, которым еще нередко именуют специальную оценку условий труда (СОУТ). Напомним, что спецоценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда с 01.01.2014 года. В статье мы также будем использовать оба термина.

СОУТ – это единый комплекс мероприятий, который позволяет работодателю идентифицировать вредные и опасные факторы производственной среды, оценить уровень их воздействия на персонал с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов. Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда.

  • По результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда им устанавливают классы и подклассы условий труда. Как ее проводят покажем на схеме:
  • Что такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятиеЧто такое специальная оценка условий труда на производстве и каким образом проводится это мероприятие
  • Результаты специальной оценки рабочих мест позволяют:
  • разработать и провести мероприятия по доведению рабочих условий до соответствующих требованиями законодательства об охране труда;
  • обеспечить персонал средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • установить контроль состоянием условий труда на рабочих местах;
  • проинформировать персонал: об условиях труда, рисках повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • установить размер доптарифа страховых взносов в ПФР  с учетом класса или подкласса условий труда;
  • определить размеры гарантий и компенсаций персоналу за работу во вредных или опасных условиях;
  • организовать обязательные предварительные и периодические медосмотры;
  • расследовать произошедшие несчастные случаи на производстве и полученные профзаболевания.

Кто обязан проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда

Сертификацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели. Не имеет значения вид деятельности, количество персонала, в каких помещениях он размещен и т. п. СОУТ также обязательна при размещении работников у заказчика и при разъездном характере работы персонала.

Даже если помещение арендовано, аттестацию рабочего места проводит работодатель, а не собственник.

Не проводить СОУТ можно только в части отдельных категорий работников. К ним относятся:

  • надомные работники;
  • дистанционщики;
  • работники, которые трудятся у физических лиц, не являющихся ИП;
  • работники религиозных организаций.

Сроки проведения спецоценки рабочих мест

Оценка рабочих мест по условиям труда пришла на смену аттестации рабочих мест с 01.01.2014 года. Все работодатели должны были провести спецоценку хотя бы один раз до 31.12.2018 года.

Затем с периодичностью не реже чем один раз в 5 лет. Исчисление 5-летнего срока начинается с даты утверждения отчета о предыдущей спецоценке.

Конкретную дату проведения в рамках указанного периода работодатель устанавливает сам.

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1922-kak-provoditsya-attestatsiya-rabochih-mest-po-usloviyam-truda-v-2019-godu

Как проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) представляет собой единый комплекс процедур, включающий в себя идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.

), оценку уровня их влияния на работника и определение степени отклонения гигиенических факторов от нормированных значений и эффективности применения средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). В системе охраны труда процедура появилась относительно недавно.

Читайте также:  Внештатный работник – что это означает? специфика работы, особенности трудоустройства.

Ее введение связано с отменой традиционной процедуры – аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). И теперь, согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, с 1 января 2014 года единственной процедурой по анализу и оценке условий труда является СОУТ.

Но положительный опыт АРМ все же был использован в новой процедуре. К примеру, остались прежними цели, задачи, во – многом схожий порядок проведения процедуры.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, спецоценку условий труда обязан проводить каждый работодатель совместно с организацией, проводящей СОУТ.

Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест дистанционных работников, надомников и работников, которые вступают в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.).

Периодичность проведения составляет 1 раз в 5 лет, но это только в отношении тех мест, на которых условия труда по результатам проверок оказались неудовлетворительными. Если рабочему месту в ходе проведения процедуры спецоценки присваивается 1 или 2 класс условий труда (оптимальный или допустимый), подобные проверки в последующем не осуществляются.

Для начала работы работодатель создает комиссию по проведению СОУТ. В ее состав входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда и представитель профсоюзной организации (при наличии).

В случае проведения спецоценки на предприятиях малого бизнеса, комиссию возглавляет лично ИП или его полномочный представитель. Комиссия до начала проведения работ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке (Перечень, – ред.

), с учетом выделения аналогичных и нестационарных рабочих мест. При наличии рабочих мест, которые осуществляют отдельные виды деятельности (например, верхолазы, водолазы, работники морских судов, атомных электростанций и др.

), СОУТ проводится с учетом характерных особенностей, разработанных Минтрудом. После подготовки Перечня дальнейшие полномочия по анализу условий труда передаются организации по СОУТ.

Первое, что следует по порядку – это идентификация ВОПФ, которую проводит эксперт организации, проводящей СОУТ. Он обязан определить наличие ВОПФ на рабочих местах экспертным путем.

В ходе анализа учитывается информация о производственном оборудовании, материалах и сырье, используемых на рабочих местах, технологических процессах, результаты ранее проводимых исследований (в данном случае, результаты АРМ), случаи производственного травматизма и установления профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации ВОПФ.

Идентификация не осуществляется на рабочих местах, которые входят в списки, предусматривающие льготные условия работы, и на рабочих местах, которым по результатам АРМ был присвоен вредный или опасный класс условий труда.

Порядком для них предусмотрены исследования и измерения гигиенических факторов, как и для тех рабочих мест, на которых экспертом по СОУТ были идентифицированы ВОПФ. Исследования и измерения включают в себя оценку физических, химических и биологических факторов.

Подробный их перечень дается в законе о спецоценке.

Если эксперт по спецоценке не выявил ВОПФ, комиссия признает условия труда допустимыми и исследования на данных рабочих местах не проводятся.

В таком случае работодатель может оформить и подать декларацию соответствия в Минтруд.

Именно для этих рабочих мест периодические проверки не проводятся и через каждые пять лет, в случае отсутствия несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается.

На рабочих местах, на которых предусмотрено использование СИЗ, устанавливается степень их эффективности. Если СИЗ отвечают всем нормативам, возможно снижение класса или подкласса условий труда.

После проведенных исследований, эксперт по СОУТ присваивает каждому рабочему месту класс условий труда и на основе этого, организация, проводящая СОУТ, оформляет отчет о проведении спецоценки.

Он включает в себя сведения об организации, проводившей СОУТ, Перечень, карты СОУТ, протоколы проведения исследований и оценки эффективности СИЗ, сводная ведомость СОУТ, перечень мероприятий для улучшения условий труда, заключение эксперта.

При необходимости прикладывается протокол о невозможности проведения СОУТ.

Более подробно с порядком проведения СОУТ Вы можете ознакомиться в материале: «Процедура СОУТ».

Источник: https://1cert.ru/vopros-otvet/kak-provoditsya-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda

Перечень мероприятий по СОУТ

Общий перечень мероприятий по СОУТ, которые должны быть проведены в ходе выполнения таких работ, зафиксирован в 426-ФЗ. Конкретные требования к методике проведения данной процедуры и оформлению ее результатов приведены в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти документы определяют список последовательных мероприятий, которые реализуются заказчиком работ и их исполнителем.

План специальной оценки условий труда

После того, как компания, выступающая в роли заказчика работ по проведению СОУТ, определила, кто будет их исполнителем, стороны заключают официальный договор. В нем прописываются все существенные условия сотрудничества, включая план проведения спецоценки.

Он формируется на основании предложений экспертного учреждения, согласованных работодателем. Некоторые разделы плана проведения СОУТ, например, список рабочих мест для выполнения спецоценки, формируются заказчиком.

В результате указанный план обычно включает:

  • перечень мест работы, на которых будет проводиться спецоценка;
  • список подготовительных мероприятий к проведению спецоценки;
  • порядок выполнения работ;
  • перечень мероприятий по результатам СОУТ, которые должны быть реализованы заказчиком и исполнителем.

Мероприятия в рамках СОУТ

Стандартный план мероприятий по СОУТ приведен в п.2 приложения № 1 к приказу Минтруда № 33. Порядок выполнения мероприятий по СОУТ согласно этому документу должен содержать:

  • правила определения наличия вредных и опасных условий на конкретном месте работы;
  • методику проведения замеров обнаруженных негативных факторов;
  • правила классификации рабочих мест по классам условий работы;
  • требования к оформлению результатов проведенной спецоценки с применением действующих образцов документов.

В ходе выполнения работ наличие негативных факторов и степень интенсивности их воздействия устанавливаются не только в ходе замеров на рабочих местах.

Эксперты также изучают технологическую и эксплуатационную документацию на используемое оборудование,  проектные документы, данные о применяемом сырье и проч.

  Также изучению подлежат локальные нормативные документы предприятия, включая должностные инструкции работников компании. Итоги выполненных работ оформляются в виде отчета по СОУТ, который утверждается заказчиком.

Мероприятия по результатам специальной оценки условий труда

После завершения работ по проведению спецоценки заказчик и исполнитель должны реализовать ряд операций, которые являются обязательными согласно 426-ФЗ. Так, для экспертной организации, проводившей СОУТ, перечень мероприятий по результатам специальной оценки условий труда включает:

  • подготовку отчета по итогам работ;
  • представление отчета на утверждение заказчику;
  • после утверждения — представление информации из отчета в федеральную информационную систему учета итогов СОУТ.

Список действий, которые должен выполнить заказчик, содержит следующие операции:

  • утверждение представленного отчета либо формирование обоснованных претензий, подлежащих устранению. Если спорная ситуация между сторонами не разрешилась в частном порядке, заказчику следует обратиться в органы государственной инспекции труда или суд;
  • информирование сотрудников предприятия о результатах спецоценки;
  • размещение информации об итогах выполненных работ на официальном сайте организации;
  • формирование системы мероприятий по результатам СОУТ, направленных на снижение негативного влияния вредных факторов на работников.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/meroprijatija-sout/

Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить?

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20.

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Читайте также:  Служебное задание на командировку: для чего оно нужно, что о нем следует знать, его форма и образец

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.
  • Как проводится специальная оценка?
  • Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.
  • Этап 1. Созыв специальной комиссии
  • Этап 2. Утверждение графика специальной оценки
  • Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке
  • Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку
  • С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.
  • Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Этап 7. Подведение итогов специальной оценки
  • Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки
  • Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя
  • Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган
  • Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

  1. В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.
  2. Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.
  3. В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.

Источник: http://egorlykraion.ru/specialnaya-ocenka-uslovij-truda-chto-eto-takoe-i-kak-ee-provodit.html

СОУТ: специальная оценка условий труда — что это такое?

В статье дано определение СОУТ, ее задачи, правила проведения, описаны последствия нарушений за порядок проведения проверки.

Главная задача компании или организации — организация безопасного производства. Государство предлагает действенный инструмент, помогающий оценить условия труда. Специальная оценка рабочих мест, или СОУТ — регламентированная законом процедура, помогающая определить безопасность рабочих мест для работников.

Что такое СОУТ?

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — что это такое? Комплекс процедур, их последовательное проведение определяет уровень опасности на рабочем месте. Спецоценка рабочих мест помогает установить силу влияния негативных факторов на организм сотрудников и определить, насколько они отличаются от норм, дает оценку надежности средств защиты.

С какой целью проводится СОУТ?

Несмотря на дополнительные расходы и проблемы, у этого процесса больше позитивных сторон, чем негативных. Руководство компании (организации) получает:

  • достоверную информацию для разработки плана мероприятий по их улучшению;
  • материалы для информирования работников о факторах риска для здоровья;
  • основания для проведения предварительных и регулярных медосмотров;
  • базу для определения размера надбавок;
  • расчет возможных расходов на организацию охраны труда.

Правовые основы

Распространяется действие закона практически на все компании, предприятия, ИП. Регулируется этот процесс законом №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Он регламентирует все аспекты этого процесса, в том числе как должна проходить сертификация рабочих мест, оценка условий труда, кто обязан ее проводить.

Рекомендуем изучить этот закон, чтобы не ошибиться с выбором подрядчика и понимать, какие документы нужно получить и что с ними предстоит делать дальше.

Кому необходимо проводить СОУТ

Все российские работодатели обязаны проводить СОУТ. Спецоценка условий труда проводится раз в 5 лет.

Приятное исключение — если до принятия закона вы провели аттестацию по старым правилам, она будет действительна на протяжении пяти следующих лет.

Часто есть вопрос: СОУТ — что это? И необходимо ли его проводить, например, для офисных сотрудников? Ответ утвердительный, но есть и исключения.

Кто не обязан проводить оценку рабочих мест?

Кому не надо проходить СОУТ, определяет ст. 3 и 4 действующего закона. Избавлены от такой необходимости надомные работники и дистанционные сотрудники, заключившие официально договор с физическим лицом, не ИП.

Также не нужно это для вакантных должностей, но после принятия нового сотрудника или в случае организации временных рабочих мест требуется обязательно пройти внеплановую оценку.

Проведение спецоценки

Что такое СОУТ, мы выяснили. Это нужный и полезный инструмент, позволяющий понять ситуацию с безопасностью рабочих мест и производства в целом. Но руководителей предприятий и владельцев бизнеса волнует сложность организации этого процесса. Ошибки могут дорого обойтись: штрафные санкции предусмотрены серьезные.

Начинается все с создания комиссии. Ее задача — утвердить список рабочих мест, которые подлежат проверке. Также необходимо разработать график проведения работ. Следующий шаг — поиски компании-подрядчика для выполнения работ.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Законодательно определено, что спецоценку условий труда разрешено делать экспертам, закончившим специальное обучение и получившим сертификат. Перед началом работы заключается договор. 

Порядок проведения спецоценки

Проведение СОУТ начинается с осмотра рабочих мест, изучения возможных опасных факторов. Действия эксперта на следующем этапе зависят от полученных результатов. Если ничего подозрительного не найдено, эксперт оформляет заключение.

Это основание для оформления декларации соответствия условий труда в ТО Роструда по месту регистрации юридического лица. При обнаружении неблагоприятных факторов эксперт обязан тщательно все изучить с использованием специальных инструментов и приборов.

Полученные сведения помогут в присвоении соответствующих классов вредности.

Сроки проведения

Сроки проведения СОУТ установлены в ФЗ-426. Проверка рабочих мест проводится один раз в 5 лет. Если рабочее место было недавно создано, руководство предприятия обязано провести оценку условий труда на протяжении полугода. Это же касается и вакантных мест, куда был вновь принят сотрудник.

Но есть и приятный момент. Если проверка пройдена и на протяжении 5 лет не было случаев болезней, связанных с профессией, несчастных случаев, действие декларации автоматически продлевается еще на один срок.

Читайте также:  Что нужно знать о том, как выплачивается зарплата за январь?

Документация

После проведения экспертной оценки условий труда специалист составляет отчет, который включает документы, подтверждающие результаты. В него входят:

  • уставные документы по предприятию;
  • перечень рабочих мест. По каждому из них указываются обнаруженные негативные факторы;
  • детальное описание проведенных исследований;
  • список мероприятий, которые потребуется провести;
  • документы с информацией о присвоенном классе условий труда для рабочего места.

Правовые последствия

Если недостатков не обнаружено, для работодателя ничего не меняется. Иначе обстоят дела, если рабочему месту присвоен 3 или 4 класс вредности. В этом случае работодатель обязан внести изменения в оплату труда, установить надбавки за вредность, предоставлять дополнительные отпуска, обеспечить усиленное питание, организовать регулярное прохождение медосмотра.

Санкции за нарушение порядка проведения СОУТ

Санкции устанавливаются ТК РФ и применяются к должностным лицам, ответственным за это и к предприятию в целом. Если нарушения обнаружены впервые, штраф за отсутствие СОУТ для ИП и ответственных лиц составляют 5000–10 000 рублей, но при повторном обнаружении нарушений он возрастает до 30 000–40 000 рублей или может быть применен запрет на работу на срок от 1 до 3 лет.

Наказание предприятий более серьезное, и при еще одном нарушении возможны последствия. Для юридического лица первое нарушение будет «стоить» еще больше — от 60 000 до 80 000 рублей, повторное — 100 000–200 000 рублей или, что еще хуже, в качестве наказания может использоваться приостановка деятельности на 3 месяца.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/specialnaa-ocenka-rabocih-mest-ili-cto-takoe-sout

Соут — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа 2. Как определить содержание мероприятия 3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).

Приложение 1

Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников

Наименование структурного подразделения, рабочего места Наименование мероприятия Цель мероприятия Срок выполнения Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия Отметка о выполнении
1 2 3 4 5 6

Дата составления:Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

(должность) (подпись) (ФИО) (дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

(должность) (подпись) (ФИО) (дата)
(должность) (подпись) (ФИО) (дата)

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

(N в реестре экспертов) (подпись) (ФИО) (дата)
(N в реестре экспертов) (подпись) (ФИО) (дата)

Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня.

Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.

Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер.

По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.

Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии.

При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

  • Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).
  • При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.
  • К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.

  1. Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.
  2. Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.
  3. Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др.

Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).

Таблица 1

Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности

Ликвидация опасности Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала
Замена Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий
Технические средства контроля Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита
Организационные мероприятия Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)

В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.

  • С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019
  • Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group
  • ПОДРОБНЕЕ О ЖУРНАЛЕ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector