Кто является представителем работников в современной системе социального партнерства

Кто является представителем работников в современной системе социального партнерства

  • Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними
  • отношений.
  • Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке
  • представителей.
  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных
  • федеральными законами.
  • -равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; -соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу
  • труда;
  • -добровольность принятия сторонами на себя обязательств;-реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;-обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;-ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров,
  • соглашений.
  • -федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;-межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);-региональный уровень в субъекте РФ;-отраслевой уровень;-территориальный уровень (в муниципальном образовании);-уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем
  • (локальный).
  • -коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и
  • их заключению;
  • -взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования
  • трудового законодательства;
  • -участие работников, их представителей в управлении
  • организацией;
  • -участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. (Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных
  • ТК РФ.)
  • В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного
  • самоуправления, соглашениями.
  • Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления,
  • принимающими указанные акты.
  • Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления,
  • принимающими указанные акты.

Кто является представителем работников в современной системе социального партнерства

Важность социального партнерства в сфере труда

Рыночное общество, в котором живем, строится по принципам свободного выбора в производственном процессе с опорой на личные интересы, которые в современной жизни являются главным побудителем и двигателем в экономике.

Коммерция, бизнес, разнообразные формы и виды собственности на совокупность средств и предметов труда, рыночное образование цен, отношения между хозяйствующими субъектами на основе договоров и незначительное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность – характерные особенности нынешнего общественного устройства.

В организациях, на предприятиях, компаниях социальные и трудовые отношения регулируются правовым документом под названием коллективный договор, который разрабатывается и заключается представителями работодателей и работников.

Сотрудничество, контакты бизнеса и общества – ответ на вопрос, что такое социальное партнерство. Здесь имеется в виду тот факт, что для предпринимательского сообщества кроме получения прибыли существует человеческий показатель, что учитывается степень влияния хозяйственной деятельности на тружеников, градоформирующее значение предприятий и социальная значимость ассоциации вообще.

Установился порядок деятельности соцпартнерства:

  • каждая группа-участница наделена равными правами на инициативу переговорных процессов;
  • в момент общения учитываются выгоды обеих сторон, проявляется почтительность ко всем участникам;
  • по установке законодательства страны-участники переговоров, учитывая заинтересованный подход к договорным отношениям, могут решать ряд существенных проблем;
  • для продвижения и упрочения партнерства как демократических основ созданы организующие ячейки, способствующие урегулированию общественных и трудовых связей;
  • участники должны соблюдать ТК РФ и другие документы, подписывая публичный договор, должны исполнять его условия;
  • представители партнерства компетентны в вопросах, подтвержденных протоколом собрания работников и приказом со стороны работодателя;
  • законодательством РФ дается возможность обеим сторонам самим избирать проблемные темы для разрешения;
  • обязательства принимаются участниками партнерства добровольно без давления и шантажа;
  • взятые обязанности должны быть реально исполнимыми и в обязательном порядке выполняться;
  • органами надзора осуществляется контроль претворения в жизнь утвержденных коллективных документов;
  • стороны и их представители несут административную ответственность за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство рассматривается как согласование экономики и социального курса (в частности, доходов и налогообложения) между руководством, бизнесом и профсоюзами.

О профсоюзах

Кто является представителем работников в современной системе социального партнерства

Профессиональные союзы на защите прав работников

Трудовые коллективы с любой формой прав владения на определенное имущество или ценности для осуществления на практике своих законных прав на работу избирают своих представителей, выражающих мнение команды. Их действия определяются ТК РФ ст.29 и другими Федеральными законами.

Создаваемые партнерства нужны для разрешения спорных, проблемных задач. Рабочая миссия здесь представлена членами профсоюза и избранниками из состава работающей команды, людьми, хорошо знающими проблемы изнутри хозяйственной, производственной, общественной жизни.

Профессиональные союзы являются самостоятельной общественной структурой, объединяют людей на добровольных началах. Членов этого объединения связывает общая заинтересованность в сфере трудовой производственной деятельности, в сфере обслуживания и в других областях человеческой жизни.

Самостоятельная общественная организация разрабатывает и утверждает правила, уставы, создает профсоюзные руководящие комитеты, предназначает полномочия этих органов, проводит мероприятия.

При обнаружении нарушений члены профсоюзов имеют право указать на недостатки и настаивать на исключении злоупотреблений, направив претензию на имя работодателя, который обязан в короткий срок (не более недели) сообщить об итогах рассмотрения жалобы и мерах по устранению неполадок.

Закон позволяет профсоюзам создавать свои трудовые инспекции и предоставлять им определенные функции. Инспекторы могут проверять организации, предприятия на предмет соответствия законным документам. Осуществляется сотрудничество, обмен мнениями с исполнительной ветвью власти, контролирующей воплощение кодекса о труде.

Профсоюз надежно представляет работников в социальном партнерстве.

Какие полномочия имеют представители

Человек на протяжении своей жизни находится во взаимосвязях, в совместном действии в отношении произведенной национальной прибыли. Социальное партнерство согласно ст. 26 ТК РФ функционирует на разных эшелонах:

  • на общегосударственном (федеральном) уровне, где утверждаются основополагающие моменты налаживания позиций в целесообразной деятельности в РФ;
  • на эшелоне макрорегионов, округов;
  • в части территории России (региональном уровне) цель товарищества – налаживать трудовые основы в одной конкретной территориальной единице России;
  • городское управление регулирует текущие задачи в пределах города;
  • на отраслевом ярусе решаются вопросы в определенной отрасли;
  • территориальный уровень регулирует трудовые взаимоотношения в муниципалитете;
  • на локальном уровне утверждаются гражданские правоотношения.

Кроме этого, подразумевается совершенствование демократии, удерживание социальной стабильности, безопасности в экономике и справедливости.

Представительству работников даны полномочия быть сопричастными в управленческих делах предприятия, принимать участие как в переговорах, так и в заключении коллективных общих договоров и соглашений и отвечать при исполнении обязательств.

Общественные переговоры

Кто является представителем работников в современной системе социального партнерства

Коллективные переговоры обеспечивают защиту интересов участников

Важнейшей формой социального партнерства является договорная деятельность в виде:

  • подготовки,
  • организации деловой встречи,
  • принятия вердикта о совместной деятельности.

Коллективные переговоры имеют целью обеспечить результативную защиту интересов участников процесса в разногласиях. Деловые встречи могут происходить по инициативе любого лица социального партнерства. Этот процесс ведется поэтапно:

  1. Изначально назревшие для разрешения вопросы обсуждаются в коллективе, принимается решение заседания о неизбежности коллегиального рассмотрения и принятия резолюции.
  2. О назревшем мероприятии формально извещают другую сторону партнерства.
  3. Здесь оговаривается конкретный отрезок времени, при наличии действующего коллективного договора решение принимается за 3 календарных месяца до окончания его функций.
  4. В управляющем трудовом органе в недельный срок после получения сообщения издается приказ (по согласованию с представителем работников) о начале подготовки к переговорным действиям. Параллельно с приказом по данному вопросу проводится заседание профсоюзного комитета. Стороны-участницы предстоящей деловой встречи вырабатывают распорядок ее ведения, время отработки проекта, заключительные положения и состав надзорного инструмента.
  5. Относительно комиссии действует паритет представителей в соответствии со ст.7 Закона. Для ведения подготовительной работы по переговорам сторона работников готовит единый рабочий орган или их представители самостоятельно проводят подготовку, разработку решений, которые защищают профессиональные интересы.
  6. Далее, проект договора обсуждается на участках предприятий, организаций ведется доработка. Сроки дополнительной работы оговариваются. Федеральный закон № 175-ФЗ от 23.11.1995 способствует урегулированию разногласий.
  7. На этом этапе утверждается разработанный проект колдоговора. Единый документ рассматривает общее собрание, осуществляется его подписание лицами, принимавшими участие в работе над  документом. Время действия коллективного договора 1–3 года до заключения нового акта.

Подписанный коллективный договор с приложениями наниматель направляет в вышестоящую трудовую инстанцию, действующую в данной местности, для регистрации. Дальнейший контроль исполнения взятых обязательств осуществляют стороны-подписанты и высший орган местного самоуправления по трудовым вопросам.

Related posts:

Источник: https://kruiz-money.online/predstaviteli-rabotnikov-rabotodateley-sotsialnom-partnerstve/

Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Читайте также:  Справка о зарплате за 3 месяца: как выглядит образец документа и для чего он необходим

Кто является представителем работников в современной системе социального партнерства

Работодатели и работники могут и сами реализовывать свои права в сфере социального партнерства. Однако на практике обычно возникает необходимость в действиях представителей, которые могли бы выступать от имени больших групп работников и работодателей.

Представителями работников в социальном партнерстве могут выступать:

  • профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • иные представители, избираемые работниками.

Правовые основы деятельности профсоюзов, их право на представительство установлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы в соответствии с законодательством участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах их развития.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем может представлять первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения.

Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза.

При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Источник: http://xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai/predstaviteli-rabotnikov-i-rabotodateley-v-socialnom-partnerstve

13. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Представителями работников в социальном
партнерстве являются профсоюзы и их
объединения
иные профсоюзные
организации, предусмотренные уставами
общероссийских профсоюзов, или иные
представители, избираемые работниками
в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при
проведении коллективных переговоров,
заключении и изменении коллективного
договора, осуществлении контроля за
его выполнением, а также при реализации
права на участие в управлении организацией,
рассмотрении трудовых споров работников
с работодателем представляет первичная
профсоюзная организация или иные
представители, избираемые работниками.
В свою очередь, представителями
работодателя являются руководитель
организации или уполномоченные им лица
в соответствии с ТК РФ, законами, иными
нормативными правовыми актами,
учредительными документами организации
и локальными нормативными актами.

  • Интересы работников при проведении
    коллективных переговоров о заключении
    и об изменении соглашений, разрешении
    коллективных трудовых споров по поводу
    заключения или изменения соглашений,
    осуществлении контроля за их выполнением,
    а также при формировании и осуществлении
    деятельности комиссий по регулированию
    социально-трудовых отношений представляют
    соответствующие профсоюзы, их
    территориальные организации, объединения
    профессиональных союзов и объединения
    территориальных организаций
    профессиональных союзов В этих случаях
    интересы работодателей представляют
    соответствующие объединения работодателей.
  • Объединение работодателей
    некоммерческая организация, объединяющая
    на добровольной основе работодателей
    для представительства интересов и
    защиты прав своих членов во взаимоотношениях
    с профсоюзами, органами государственной
    власти и органами местного самоуправления.
  • Особенности правового положения
    объединения работодателей устанавливаются
    федеральным законодательством.
  • Представителями работодателей –
    федеральных государственных учреждений,
    государственных учреждений субъектов
    РФ, муниципальных учреждений и других
    организаций, финансируемых из
    соответствующих бюджетов, при проведении
    коллективных переговоров, заключении
    или изменении соглашений, разрешении
    коллективных трудовых споров по поводу
    заключения или изменения соглашений,
    осуществлении контроля за выполнением
    соглашений, формировании комиссий по
    регулированию социально-трудовых
    отношений и осуществлении их деятельности
    также являются соответствующие
    федеральные органы исполнительной
    власти, органы исполнительной власти
    субъектов РФ, иные государственные
    органы, органы местного самоуправления.

14. Коллективный договор, его стороны

  1. Коллективный договор (КД) – правовой
    акт, регулирующий социально-трудовые
    отношения в организации или у
    индивидуального предпринимателя и
    заключаемый работниками и работодателем
    в лице их представителей.

  2. КД определяет организацию трудовых
    отношений, уровень притязаний работников,
    обоснованность их требований, тем самым
    защищая интересы работодателя.
  3. Интересы же работника в договоре
    приобретают правовую форму, их можно
    защитить с помощью государственного
    регулирования.

Работники организации имеют право, но
не обязаны заключить КД с работодателем.
В свою очередь, работодатель обязан в
недельный срок начать переговоры о
заключении договора, если ему поступило
такое предложение.

Инициатором разработки, заключения,
изменения и прекращения КД может
выступать любая из сторон – как работники,
так и работодатель.

В КД запрещается включать условия,
ухудшающие положение работников по
сравнению с законодательством,
коллективными договорами и соглашениями.
Такие КД признаются недействительными.

  • Сторонами КД выступают:
  • 1) работники в лице одного или нескольких
    профсоюзных органов или иные уполномоченные
    работниками представительные органы;
  • 2) работодатели в лице администрации
    организации, предприятия, учреждения,
    филиала или представительства, либо
    индивидуальные предприниматели.
  • Обязательные участники КД:
  • 1) работодатель как собственник
    производства и сторона договора;
  • 2) его представитель, администрация
    во главе с директором, управляющим,
    руководителем;
  • 3) трудовой коллектив как сторона
    договора;
  • 4) профсоюз как представитель трудового
    коллектива работников;
  • 5) субъекты – исполнители по отдельным
    обязательствам.
  • Представителями работодателя являются
    руководители организаций или другие
    полномочные лица.
  • Работодатели, органы исполнительной
    власти, органы местного самоуправления,
    политические партии не могут создавать
    органы работников, которые будут
    представлять их при заключении договоров.
  • Лица, представляющие работодателей, не
    имеют права представлять работников.
  • Если переговоры по заключению КД ведет
    орган профсоюза, то работники, не
    являющиеся членами профсоюза, могут
    уполномочить профсоюз представлять их
    интересы во время переговоров.

Источник: https://studfile.net/preview/2554389/page:8/

Кто является представителями работников в социальном партнерстве?

Представителями работников в социальном партнерстве являются лица, имеющие право выступать от имени трудового коллектива в силу предоставленных им на это полномочий. Рассмотрим, кто может быть таким представителем и на каком основании.

  • Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей
  • Как стать представителем работников?
  • Гарантии для представителей работников
  • Ответственность представителей
  • Итоги

Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей

Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).

На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя.

На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.

О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон.

Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.

Как стать представителем работников?

Коллектив (или коллективы) работников может быть представлен в одном из следующих вариантов:

  • профсоюзной организацией;
  • избранным непрофсоюзным органом.

В случае представления интересов работников профсоюзной организацией в работе комиссии, как правило, участвует руководитель этого профсоюза. При ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора профсоюз обязан быть представителем всего коллектива работников, даже если не все из них являются его членами, в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):

  • в этой профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • работники являются членами нескольких разных профсоюзов, и эти профсоюзы объединились, создав единый орган для представления в переговорах интересов большей части работников;
  • общее собрание членов трудового коллектива поручило именно этой профсоюзной организации ведение переговоров от их имени.

Когда необходимо представить группу трудовых коллективов, в число лиц, представляющих их от имени профсоюзов, включают пропорциональное число делегатов от каждой из профсоюзных организаций либо делегируют представительские полномочия самой многочисленной из этих организаций.

Представители, избранные от нескольких коллективов, до начала функционирования основного рабочего органа социального партнерства обсуждают вопросы, намеченные к рассмотрению в процессе его работы, формируют общую позицию по ним и во время работы комиссии действуют как единый орган.

На уровнях социального партнерства выше локального (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) интересы работников, как правило, представляют профсоюзные объединения соответствующего уровня.

Избрание непрофсоюзного выборного органа происходит на общем собрании членов трудового коллектива (или коллективов) в ситуациях, когда:

  • соответствующий профсоюзный орган не создан или работники не являются его членами;
  • имеется несколько профсоюзных организаций, в которых по отдельности или совместно состоит меньшая часть работников, и ни одной из этих организаций не поручено представление интересов всего трудового коллектива.

Гарантии для представителей работников

За работодателем законодательно закреплена обязанность создавать условия, обеспечивающие для представителей работников в социальном партнерстве возможность их полноценной работы (ст. 32 ТК РФ).

Профсоюзный орган должен быть бесплатно обеспечен (ст. 377 ТК РФ):

  • подходящим для работы помещением;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • средствами информирования об осуществляемой профсоюзом деятельности.

Для работников, уполномоченных представлять трудовой коллектив, предусмотрены следующие права (ст. 39 ТК РФ), допускающие возможность:

  • освобождения их от основной работы на время работы комиссии, но не более чем на 3 месяца;
  • сохранения за ними места работы и среднего заработка на этот период;
  • компенсации им всех затрат, связанных с участием в работе комиссии, в т. ч. затрат по оплате услуг приглашенных со стороны специалистов, если такое условие будет содержаться в заключенном в результате переговоров документе;
  • привлечения к дисциплинарной ответственности, перевода на другую работу или увольнения по инициативе работодателя только по согласованию с коллективом, избравшим его представителем своих интересов, если совершенный дисциплинарный проступок не относится к допускающим увольнение за его совершение.

Об установленных законодательством видах дисциплинарной ответственности и о тех нарушениях, за которые возможно увольнение, подробнее читайте в статье «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Читайте также:  Образец трудового договора при сменном графике работы и правила его составления

Ответственность представителей

Законодательство (гл. 9 ТК РФ) устанавливает для обеих сторон ответственность за неисполнение своих обязанностей, связанных с представительством в социальном партнерстве в виде штрафа:

  • за уклонение от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора (соглашения) или отказ от его подписания;
  • непредоставление нужной для ведения переговоров или контроля за выполнением заключенного договора (соглашения) информации;
  • нарушение по их вине обязательств, установленных принятым договором (соглашением).

Конкретные размеры штрафов за данные нарушения определены в ст. 5.28–5.31 КоАП РФ и относятся только к работодателю.

Итоги

Коллектив работников участвует в социальном партнерстве через своего представителя, который может быть либо выдвинут профсоюзным органом, либо избран на общем собрании членов трудового коллектива. Представители имеют право на ряд гарантий, связанных с порученными им функциями, и несут ответственность за их неисполнение.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/socialnoe_partnerstvo/kto_yavlyaetsya_predstavitelyami_rabotnikov_v_socialnom_partnerstve/

Правовое положение представителей работников в социальном партнерстве

  • Территориальное общественное объединение
  • Федерации омских профсоюзов
  • Правовой отдел
  • Правовое положение представителей  работников в социальном партнерстве
  • (в  помощь профсоюзному активу)
  •  Омск,  2008 г. 
  • Содержание

     1.  Представительство и система социального партнерства.

     2.  Представители работников.

•3.    Представление интересов работников    профсоюзными организациями.

•4.    Иные представители работников.

приложения:

1. Виды     трудовых отношений, регулируемых коллективным договором, локальным нормативным актом, правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором;

2.  Перечень актов, регулирующих трудовые отношения, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, иных представителей  работников.

Представительство и система социального партнерства

В настоящее время весьма актуальными остаются вопросы достижения оптимального баланса интересов работников и работодателей, снижения степени конфликтности между ними посредством организации взаимодействия в рамках системы социального партнерства.

Трудовым кодексом РФ  дается легальное определение социального партнерства в сфере труда.

В соответствии с ним социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками и работодателем ( на локальном уровне), между представителями работников, представителями работодателей и органами государственной власти либо органами местного самоуправления ( на иных уровнях), направленная на обеспечения согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  В социальном партнерстве реализуется право работников на ведение коллективных договоров и соглашений через своих представителей.

В ст. 26 Трудового кодекса РФ предусмотрены уровни социального партнерства. В частности, социальное партнерство осуществляется на:

  1. — федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  2. — межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  3. — региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  4. — отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  5. — территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  6. — локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

Система социального партнерства не может функционировать без представительства интересов работников и работодателей. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих представительство работников (объединений работников) и представительство работодателей (объединений работодателей) в трудовых отношениях.

Сущность социального партнерства  состоит в том,  чтобы поднять социальную планку на более высокий уровень, предоставить дополнительные права работникам. В ряде случаев на работников  возлагаются дополнительные обязанности, например, воздержаться от забастовок на период действия коллективного договора, не проводить других коллективных действий.

Особенностью представительства в социальном партнерстве  является то, что  оно не может осуществляться отдельными работниками и работодателями вне их связи с трудовыми коллективами, объединениями работодателей.

Так, работник не может выступить от своего имени с инициативой заключения коллективного договора. Но на него распространяются льготы, гарантии коллективного договора, заключенного в установленном законом порядке.

В Трудовом кодексе названы случаи осуществления представительства, при этом используется различная терминология:

— представители работников (ст. 29);

— представительные органы работников (ст. ст. 8, 88, 99, 103, 113, 123, 136, 162, 190, 193, 195, 196);

— представительные органы работников организации (ст. 73);

— выборный профсоюзный орган (ст. 180).

Вторая сторона социального партнерства на уровне выше локального — организации работодателей.  К ним  применяются те же принципы, что и к объединениям работников. Так, в ст. 5 Федерального Закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.

2002 года  указано, что одним из принципов его деятельности является взаимодействие во взаимоотношениях с профсоюзами работников и их объединениями, с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в сфере социально-трудовых отношений.

  • Таким образом,  представительство в сфере трудовых отношений возникает в силу указания закона, принадлежности работников к трудовому коллективу, членства в профсоюзе.
  • Представители работников 
  •  Право на представительство интересов работников во взаимоотношениях с работодателями, четкое определение круга легитимных представителей и их правового статуса являются важнейшими условиями обеспечения реальной защиты интересов работников в сфере труда.
  • В соответствии с нормами трудового законодательства  представителями интересов работников в социальном партнерстве могут быть только:
  • а) профессиональные союзы, их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • б) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
  • Это общее положение, определяющее представителей интересов работников для всех форм и уровней социального партнерства.

При этом Трудовой Кодекс РФ  вводит понятие представительного профсоюза (объединяющего всех или большинство работников) и соответственно представительной первичной профсоюзной организации и придает ей особый статус (ст. ст. 37, 372 ТК).

Только профком представительной первичной профорганизации в силу Трудового кодекса РФ приобретает статус представительного органа всех работников в организациях, независимо от их принадлежности к профсоюзам.

Иной выборный представительный орган работников не обладает статусом, определенным для профсоюзного органа.

Трудовым кодексом РФ  четко определены представители работников применительно к соответствующему уровню и формам социального партнерства.

На уровне организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем,  представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Таким образом, представительство работников на более высоком уровне, чем организация, могут осуществлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представление интересов работников  профсоюзными организациями

Характерной чертой представительства в трудовом праве является обязательное участие профсоюзов в качестве законного представителя работников.

Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников прямо предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1996 г.

N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,  многочисленными международными актами, закреплено действующим Трудовым кодексом РФ.

Статьями  30, 31  ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ установлено преимущественное право первичной профсоюзной организации представлять и защищать интересы работников организации,  определенный приоритет первичных профсоюзных организаций перед иными представителями работников.

 Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза.

В Трудовом кодексе последовательно определен порядок осуществления представительства работников. В соответствии со ст.

37 Кодекса правом направления работодателю, включая индивидуального предпринимателя, предложения о начале коллективных переговоров от имени всех работников наделена первичная профсоюзная организация Необходимое условие для этого: она должна объединять более половины работников организации индивидуального предпринимателя. Предварительного создания единого представительного органа — комиссии по ведению коллективных переговоров — при этом не требуется.

  При представительстве  профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников не требуется доверенности. Достаточно обращения последних за защитой их прав и интересов в профсоюзный орган и его решения о направлении  правового инспектора труда профсоюзов  для осуществления представительства в суде.

Законодатель предоставляет работникам, не являющимся членами профсоюза, право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Однако условия, на которых будет осуществляться такое представительство, будут определяться  самой первичной профсоюзной организацией. Такие условия должны быть заранее определены в акте, принимаемом органами первичной профсоюзной организации.

При этом работники, не являющиеся членами профсоюза, должны быть ознакомлены с этими условиями.

Для этого работники — не члены профсоюза должны принять специальное решение о предоставлении первичной профсоюзной организации полномочий на представительство, если такая организация объединяет менее половины работников. Решение фиксируется в протоколе собрания работников (конференции их представителей).

Если речь идет о представительстве интересов отдельных работников — не членов профсоюза, то они должны написать в первичную профсоюзную организацию заявление или выдать доверенность в простой письменной форме профсоюзному представителю.

Фактом, подтверждающим правомочность первичной профсоюзной организации на представительство работников, не являющихся членами профсоюза, может служить и перечисление по заявлению таких работников денежных средств из их заработной платы (ст. 377 ТК РФ).

  1. Первичная профсоюзная организация может быть уполномочена на реализацию любых форм социального партнерства. От имени уполномочивших ее на представительство работников первичная профсоюзная организация имеет право:
  2. — вступать в коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению;
  3. — проводить консультации с работодателем по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений;
  4. — проводить консультации с работодателем по вопросам прекращения трудовых отношений с работниками;
  5. — контролировать соблюдение действующего законодательства при выработке работодателем локальных актов, затрагивающих трудовые права работников;
  6. — участвовать в досудебном разбирательстве трудовых споров;
  7. — решать иные вопросы в соответствии с законодательством.
Читайте также:  Расчетный листок: для чего нужен и образец приказа для утверждения его формы

Первичная профсоюзная организация имеет право участвовать от имени работников и в управлении организацией. Так, ст. 16 Федерального закона

  • « О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»  предоставляет право первичной профсоюзной организации по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
  • В деятельности первичной профсоюзной организации очень важно, чтобы первичная организация была структурной частью соответствующего общероссийского профсоюза, представляющего интересы работников на всех уровнях социального партнерства.
  • Иные представители работников
  • В соответствии с Конвенцией МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» под представителями работников понимаются:
  • — представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или их членами;
  • — выборные представители, избранные работниками предприятия в соответствии с национальным законодательством или коллективными договорами.
  • Конвенция предусматривает, что функции непрофсоюзных представителей не могут включать деятельность, признанную исключительной прерогативой профессиональных союзов в соответствующей стране.
  • Статья 29 Трудового кодекса РФ определяет, какая деятельность является исключительной для профессиональных союзов — участие в социальном партнерстве.

При проведении коллективных переговоров, заключения, изменения коллективных договоров, осуществления контроля за их выполнением, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрения трудовых споров интересы работников наряду с первичной профсоюзной организацией вправе представлять и иные представители, избранные работниками. Речь может идти об инициативных группах, советах молодежи или женщин и т.п.  Иные, избранные работниками представительные органы, играют  вспомогательную роль.

Трудовой  кодекс РФ  определил социально-правовую сущность иных представителей работников, скрытых в его нормах за словосочетаниями: «иные представители, избираемые работниками», «представительный орган работников», «работники в лице их представителей» и т.п.

  1.  Статья 31 ТК РФ, недвусмысленно названная «Иные представители работников», предусматривает ситуации, когда на предприятии могут быть избраны  иные представители работников:
  2.  — когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
  3. — когда  ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя;
  4. — когда  ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
  5. Только в этих случаях  работники могут поручить представление своих интересов либо  профсоюзной организации, либо иному представителю.
  6.  Категория «иные представители работников» включает   иного, юридически оформленного представителя, избираемого или назначаемого непосредственно работниками организации (предприятия) в качестве самостоятельного органа, действующего совместно с профсоюзами или в их отсутствие.  

При этом необходимо помнить, что не могут быть отнесены к иным представителям работников советы трудовых коллективов и органы общественной самодеятельности  в связи с введением в действие Федерального закона от 30.06.

2006 года № 90-ФЗ признаются не действующими закон СССР от 17 июня 1983 года № 9500-Х « О трудовых коллективах и повышение их роли в управлении предприятиями, учреждениями , организациями», Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2490-1 « О коллективных договорах, соглашениях».

Источник: http://omskprof.ru/docs/798-pravovoe_polojenie_predstaviteley_rabotnikov_v_sot/

Стороны социального партнерства

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Содержание

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон.

Различают определенные формы социального партнерства.

В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/storony-socialnogo-partnerstva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector