Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда: понятие и методы осуществления

Производственный травматизм и вспышку профзаболеваний можно предотвратить, если организовать своевременный контроль за соблюдением инструкций по охране труда, в первую очередь, уполномоченными сотрудниками предприятия.

Проверки должны проводиться не только со стороны ведомственных структур, но и средствами внутреннего аудита.

Какой бывает — виды

Согласно статье 212 ТК РФ, наниматель обязан организовать безопасную среду подчинённым в процессе эксплуатации ими строений, оборудования, зданий в целях осуществления технологического процесса.

Трудовым кодексом РФ утверждён порядок разработок и использования обучающего материала в рамках программы по охране труда.

Следовательно, раз имеется межотраслевой план мероприятий по соблюдению государственных нормативных документов, значит, их исполнение должно контролироваться, в том числе ведомственными структурами.

К существенным видам надзора относят проверки за соблюдением:

  • правил внутреннего трудового распорядка, утверждённого нормативными актами (коллективным договором);
  • процессов обучения безопасным методам и технологическим приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию необходимой медицинской помощи при наступлении несчастного случая на предприятии;
  • уровня влияния на здоровье работников вредных примесей и опасных производственных факторов;
  • процесса расходования материальных и защитных средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению безопасной среды и снижению процента загрязнения воздуха на производстве;
  • Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда: понятие и методы осуществлениябезопасной эксплуатации недвижимых объектов, оборудования, промышленных инструментов, сырья и иных материалов;
  • систематического направления работодателем персонала в медучреждения с целью диспансеризация или профосмотра;
  • распорядка труда и отдыха;
  • правильности применения средств индивидуальной и коллективной защиты на производстве;
  • санитарно-бытовых и лечебно-профилактических норм;
  • принятия профилактических мер по сохранению жизни и здоровья персонала в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • организации процесса проведения разбирательств и фиксации несчастных случаев на производстве, возмещения причинённого вреда;
  • исполнения протоколов нарушений, выданных должностными лицами ведомственных госструктур.

Таким образом, весь надзор можно разделить на пять групп.

Для каждого типа будет определён конкретный ответственный исполнитель:

  1. Ежедневный контроль выполнения плановых задач по охране труда – Начальник структурного подразделения, бригадир.
  2. Регулярные проверки состояния производственной среды – Инженер по ОТ.
  3. Многоуровневый контроль состояния условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте – Административный блок + Профсоюзная организация.
  4. Проверка системы управления охраной труда – Профком.
  5. Внешний надзор органом по сертификации организаций с последующей выдачей документа соответствия – Органы Госнадзора, Инспекция труда.

Во избежание нарушений по контролю безопасности на предприятии, в обязанности работодателя входит обеспечение должным образом безопасной среды, а также своевременное выявление и устранение изъянов, которые были установлены в результате проведения внутреннего аудита или после выдачи предписаний уполномоченными органами.

Виды контроля состояния ОТ на предприятии:

  • общественный;
  • государственный;
  • производственный;
  • трехступенчатый.

Для чего контролируется состояние ОТ?

Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда: понятие и методы осуществленияЗадачей любой тематической проверки является предотвращение наступления несчастного случая на производстве, травматизма и позднего диагностирования профессиональных заболеваний.

Поэтому методика своевременного проведения аудита осуществляется на 3-х уровнях:

  1. на первом этапе объектом контроля выступает участок подразделения, смена или бригада (ежедневная проверка);
  2. на втором этапе надзору подлежит структурное подразделение (по графику);
  3. на третьем этапе проверку проходит организация в целом (1 раз в квартал).
  • По выявленным нарушения на первой степени контроля разрабатывается план мероприятий по их устранению с конкретными сроками и списком ответственных за исполнение лиц.
  • Итоги фиксируются в специальном журнале, который хранится у руководителя.
  • Для проведения второй ступени контроля потребуется создать комиссию, в состав которой войдут: инспектор по ОТ, профсоюзный представитель, специалист подразделения и служб организации.

Итоги проверки также подлежат фиксации в журнале 2-й степени контроля. Если на лицо имеются грубые нарушения правил и норм ОТ, влекущие за собой причинение ущерба здоровью работающих, в такой ситуации работы на предприятии прекращаются по решению комиссии до устранения всех недочётов.

В контроле 3-ей степени участие принимает руководитель предприятия, начальник службы ОТ, руководители надзорных служб, профорг. Данная комиссия может быть разделена на подкомиссии во главе ведущих специалистов.

Проверка завершается подведением итогов, обсуждением планов по устранению нарушений, назначением ответственных исполнителей и установлением нормативных сроков.

Результаты аудита оформляются актом.

По окончании процедуры, чтобы обязать работников устранить выявленные недочёты, чаще всего издаётся распорядительный документ, по форме установленной делопроизводством.

Органы надзора за соблюдением требований ОТ на предприятиях РФ

Согласно статье 462 Трудового кодекса, надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда проводит ведомственные государственные организации, действующие в рамках Российского законодательства.

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности труда на предприятии, указано в таблице ниже:

Наименование надзорного органа Функциональные обязанности
Управление государственной экспертизы по условиям труда Надзор за своевременным и качественным проведением аттестации рабочих мест, назначением доплат по условиям труда, соответствием занимаемой должности.
Инспекция по труду Контроль за соблюдением нормативных положений, изложенных в действующем трудовом законодательстве, в том числе по охране труда.
Госпожнадзор Контроль за обеспечением пожарной безопасности на предприятии и соблюдением противопожарного режима.
Проматомнадзор Надзор за безопасным осуществлением трудовой деятельности в промышленной и атомной среде.
Госэнергонадзор Контролирует соблюдение норм безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок.
Главгостехнадзор Контроль за техническим состоянием строительной, дорожной, сельскохозяйственной и прочей техники.
Госсаннадзор Надзор за соблюдением санитарного законодательства.

При осуществлении государственного надзора и контроля ведомства взаимодействуют между собой, а также структурами, осуществляющими общественный контроль.

Источник: https://azbukaprav.com/ohrana-truda/kontrol/nadzor-za-ot.html

Глава 5. Осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда

  • 73. Целью
    контроля за соблюдением требований по
    охране труда является
  • создание
    здоровых и безопасных условий труда
    работников, предупреждение
  • несчастных
    случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний.

Контроль
может осуществляться в форме проверок,
обследований, осмот¬ров, систематического
учета показателей, характеризующих
состояние условий и охраны труда,
затребования необходимой информации,
рассмотрения жалоб, заявлений.

Контроль
предусматривает выявление причин
нарушений требова¬ний охраны труда и
разработку мероприятий по их устранению
и предупрежде¬нию.

74. Основными
задачами контроля являются:

74.1. выявление
и предупреждение нарушений государственных
норматив¬ных требований охраны труда
(далее — требования охраны труда);

74.2. оценка
состояния условий труда работников,
безопасности производ¬ственных
процессов, оборудования, приспособлений,
инструмента, сырья и материалов,
эффективности применения средств защиты
работниками;

74.3. выполнение
работниками должностных обязанностей
по охране труда и требований локальных
нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие
мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение
до каждого работника информации о
состоянии техники безопасности и условий
труда на рабочем месте, а также о
принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными
видами контроля являются:

75.1. контроль
за соблюдением законодательства об
охране труда, осуще¬ствляемый
руководителями и специалистами
организации в соответствии с их
должностными обязанностями;

75.2. контроль
по охране труда, осуществляемый службой
охраны труда организации в соответствии
с Типовым положением о службе охраны
труда организации и настоящим Положением
о СУОТ;

75.3. периодический
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда, осуществляемый
руководителями структурных подразделений
организа¬ций с участием общественных
инспекторов профсоюзов по охране труда
(упол¬номоченных лиц по охране труда
работников);

23

75.4.

производственный
контроль за соблюдением требований
промышлен¬ной безопасности на опасных
производственных объектах, осуществляемый
эксплуатирующей их организацией в
соответствии с Правилами организации
и осуществления производственного
контроля за соблюдением требований
про¬мышленной безопасности на опасных
производственных объектах, утвержден¬ными
постановлением Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики
Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный
реестр правовых актов Рес¬публики
Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5.

общественный
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда, осуществляемый
профсоюзами в соответствии с Порядком
осуществле¬ния профсоюзами общественного
контроля за соблюдением законодательства
Республики Беларусь о труде, утвержденным
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 23 октября 2000 г.
№ 1630 (Национальный реестр пра¬вовых
актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103,
5/4377).

  1. 76. Полномочия
    и ответственность руководителей и
    специалистов организа¬
  2. ции
    по осуществлению контроля за соблюдением
    законодательства об охране
  3. труда
    определяются их должностными инструкциями.
  4. При
    разработке должностных инструкций
    обязанности по осуществлению контроля
    за соблюдением законодательства об
    охране труда распределяются между
    руководителями и специалистами с учетом
    их трудовых функций, роли и места в
    системе управления охраной труда
    организации.
  5. 77. Руководители
    и специалисты организации (каждый в
    пределах своей
  6. компетенции)
    осуществляют контроль за:

77.1. соблюдением
в организации актов законодательства
о труде и охране труда, локальных
нормативных правовых актов по охране
труда;

77.2. выполнением
работниками функциональных обязанностей
по охране труда, предусмотренных системой
управления охраной труда, другими
локаль¬ными нормативными правовыми
актами;

77.3. соответствием
законодательству о труде и охране труда
принимаемых локальных нормативных
правовых актов;

77.4. выполнением:

77.4.1. решений
(постановлений, приказов, распоряжений,
предписаний) органов государственного
управления охраной труда, надзора и
контроля, госу¬дарственной экспертизы
условий труда, вышестоящей организации,
представ¬лений правовой и технической
инспекций труда профсоюза работников
агро¬промышленного комплекса;

77.4.2. мероприятий
по улучшению условий и охраны труда,
предусмотрен¬ных программами, планами,
коллективными договорами, соглашениями,
пла¬нами мероприятий по охране труда;

77.5. соответствием
правилам и нормам охраны труда средств
производ¬ства и технологических
процессов;

77.6. своевременным
проведением осмотров, испытаний,
технических ос¬видетельствований
оборудования, средств коллективной и
индивидуальной за¬щиты;

77.7. эффективностью
работы вентиляционных систем;

24

77.8. организацией
рабочих мест и производства работ в
соответствии с тре¬бованиями охраны
труда;

77.9. своевременным
проведением аттестации рабочих мест
по условиям труда, паспортизации
санитарно-технического состояния
условий и охраны тру¬да, разработкой и
выполнением по их результатам мероприятий
по приведению условий и охраны труда в
соответствие с нормативными требованиями;

77.10. обеспечением
работников средствами индивидуальной
защиты, смы¬вающими и обезвреживающими
средствами;

77.11. обеспечением
работников санитарно-бытовыми помещениями;

77.12. наличием
в структурных подразделениях инструкций
по охране труда;

77.13. проведением
обучения, инструктажа и проверки знаний
работников по вопросам охраны труда;

77.14. прохождением
работниками обязательных и периодических
медицин¬ских осмотров;

77.15. своевременным
и правильным предоставлением работникам
компен¬саций по условиям труда (бесплатная
выдача лечебно-профилактического
пита¬ния, молока или равноценных пищевых
продуктов, предоставление сокращен¬ной
продолжительности рабочего времени и
дополнительного отпуска за работу с
вредными условиями труда и другие виды
компенсаций);

77.16. соблюдением
требований законодательства об охране
труда женщин и несовершеннолетних
работников;

77.17. соблюдением
установленного порядка расследования
и учета несча¬стных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

77.18. проведением
руководителями структурных подразделений
анализа причин несчастных случаев на
производстве рассмотрением их в трудовых
кол¬лективах.

78.
Периодический контроль за соблюдением
законодательства об охране труда (далее
— периодический контроль) является одним
из видов контроля, ко¬торый предусматривает
участие всех работников организации в
деятельности по улучшению условий и
охраны труда, профилактике несчастных
случаев и забо¬леваний на производстве.

Читайте также:  Что при несчастном случае на производстве работодатель обязан сделать в первую очередь

Периодический
контроль осуществляется руководителями
структурных под¬разделений (отраслей,
производственных участков, животноводческих
ферм, цехов, ремонтных мастерских,
гаражей, складов и т.д.) с участием
обществен¬ных инспекторов профсоюзов
по охране труда.

При
отсутствии в организации профсоюза с
согласия руководителя органи¬зации
для участия в проведении периодического
контроля могут привлекаться уполномоченные
лица по охране труда работников.

Источник: https://studfile.net/preview/5611686/page:5/

Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

В соответствии со ст.

6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК). Следовательно, инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

  • Действующее законодательство (ТК РФ, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:
  • —   обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • —   обеспечение соблюдения работодателями трудового законо-дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • —   обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • —   доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ.

  1. В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы:
  2. одна – правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда;
  3. другая – по охране труда.

Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст.ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав.

  1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т. е. закон предусматривает возможность проведения проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
  2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
  3. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
  4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
  5. Направлять в суды, при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
  6. Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
  7. Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
  8. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
  9. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст.

363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ).

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ).

Наделяя государственных инспекторов труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость соблюдения ими определенных обязанностей.

  1. Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц.
  2. Хранить охраняемую законом тайну (государственную служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.
  3. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Решения и действия государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в административном порядке соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Помимо органов государственной инспекции труда, осуществляющих общий надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в ст.ст. 366-369 предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными государственными органами.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ и ч. 8 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Правовое положение профсоюзов закреплено как в ТК РФ, так и в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Основной задачей профсоюзов является осуществление защиты трудовых прав работников.

Профсоюзам принадлежит большая роль в принятии многих решений, касающихся вопросов жизнедеятельности трудового коллектива, взаимоотношений работодателя и работников, защиты прав и интересов работников.

Так, работодатель, принимая некоторые решения, должен обязательно учесть мнение профсоюзного органа. ТК РФ прямо предусмотрены случаи принятия решений с учетом мнения профсоюза (ст.ст. 73, 82, 99, 103, 113, 123, 144, 147, 154, 162, 190, 196, 301).

Кроме того, в некоторых случаях ТК РФ предусматривает косвенный учет мнения соответствующего профсоюзного органа, например, возможность досрочного снятия с работника дисциплинарного взыскания по ходатайству представительного органа работников (ст. 194), создание по инициативе представительного органа работников комитета по охране труда (ст. 218) и др.

Специальным образом в ТК РФ оговариваются положения, касающиеся учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372), и при расторжении трудового договора.

Работодатель при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2 (сокращение численности или штата работников организации, работодателя-индивидуального предпринимателя), п.

3 (несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) и п. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст.

81 ТК РФ, должен направить в выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения документов рассматривает вопрос об увольнении и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Причем мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

В случае, если выборный профсоюзный орган не согласен с предполагаемым увольнением, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда должна в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассмотреть вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. При этом соблюдение данной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Законодатель в ст.ст. 374 — 376 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, входящим в состав выборного профсоюзного органа, в основном касающиеся особого порядка их увольнения, который требует получения предварительного согласия на это выборного профсоюзного органа и соблюдения порядка, рассмотренного нами выше.

Значительная роль профсоюзов в защите трудовых прав работников проявляется не только в предусмотренных законом правах и гарантиях профсоюзов и их членов, но и в обязанностях по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, которые возложены на работодателя.

Читайте также:  Льготы для работающих пенсионеров, их виды и порядок получения

Источник: https://magref.ru/nadzor-i-kontrol-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-ob-ohrane-truda/

Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства

Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работникам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда.

В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,

Цель этих органов, прежде всего — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.

Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридические обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.

Ст.

244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют:

1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;

2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Законодательство. различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений.

Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.

Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.

  • В эту систему входят:
  • — Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
  • — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.
  • — Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
  • — Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности.
  • — Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда профсоюзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены государственным органам.

В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г.

, утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

  1. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
  2. — осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях
  3. — защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
  4. — разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о труде и охране труда;
  5. — обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
  6. В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функций.
  7. В частности, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
  8. — беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
  9. — запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
  10. — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
  11. — предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов труде и охране труда, о привлечении виновных и этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
  12. Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации также могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения).

Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.

Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченный наделяется значительными правами.

Так же как и государственный инспектор, он может потребовать приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, выдать обязательное к рассмотрению представление об устранении выявленных нарушений, обратиться в соответствующие органы по поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на производстве.

Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Они должны периодически отчитываться на общем собрании перед коллективом и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если не выполняют своих функций.

Организация выборов возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы.

Если на предприятии несколько профсоюзов или представительных органов, каждому из них предоставлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномоченных по охране труда.

Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность.

В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другие работники.

Читайте также:  Отличие срочного трудового договора от трудового договора: нормы закона и иные значимые нюансы

Ст.

249 КЗоТ предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов. Эта ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной. Это не означает, что за нарушение наступает ответственность всех трех видов одновременно.

Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом различных правонарушений. Но это не означает, будто объект всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений стирало бы грань между ними.

Законодатель выделяет особо важные стороны отношений в частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного права, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения правонарушения, степень тяжести его последствий и другие моменты.

Так, уголовная ответственность за преступление против трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК России: ст. 137-за нарушение законных прав профсоюзов; ст. 138-за отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или кормящей матери; ст. 139- за преследование граждан за критику; ст. 140- за нарушение правил охраны труда.

Уголовная ответственность также установлена за нарушение правил безопасности горных, строительных работ, на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта ответственность наступает, если нарушения повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия.

За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм могут применяться административно-правовые санкции (ст. 42 Кодекса РСФСР административных правонарушениях). Кроме того, нарушение должностными лицами законодательства о труде и правил по охране труда (ст.

41 Кодекса), мелкое хищение государственного или общественного имущества (ст. 49 Кодекса), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст.

60) выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 Кодекса).

И наконец, должностные лица, представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия в переговорах по коллективному договору или виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору или соглашению, также несут административную ответственность.

Лица, виновные в непредставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора или соглашений, несут либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

За нарушение норм трудового законодательства, и в частности норм об охране труда, возможна и дисциплинарная ответственность, которая проявляется в применении дисциплинарных санкций вплоть до увольнения.

Увольнение возможно при систематическом нарушении должностным лицом своих обязанностей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения, допущенного руководителем предприятия, учреждения, организации (или его обособленного подразделения) или его заместителем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ).

Руководящие работники предприятия, виновные в нарушение законодательства о труде, невыполнении обязательств по коллективному договору, проявляющие бюрократизм, волокиту, могут быть уволены по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) по ст. 37 КЗоТ.

Если в результате допущенного правонарушения причиняется еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности

Источник: https://studbooks.net/985434/pravo/nadzor_kontrol_soblyudeniem_pravil_ohrany_truda_otvetstvennost_narushenie_zakonodatelstva

Лекция по охране труда на тему "Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда"

Тема 3

Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда.

  1. Общие положения;

  2. Органы государственного специализированного надзора;

  • Ростехнадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • Государственный пожарный надзор;
  • Государственные инспекции по видам транспорта.
  • 1. Общие положения:
  • Каждый человек, работающий на производственном предприятии, знает, что без прохождения инструктажа по охране и безопасности труда, к работе его не допустят.
  • Для того чтобы обеспечить безопасность труда на производстве, предотвратить производственный травматизм и профзаболевания создается служба охраны труда.
  • В каких случаях на предприятии создается такая служба, какие функции она выполняет и какие задачи решает, регулирует свод законов и положений об охране труда.
  • Вопросами предупреждения и устранения факторов, которые приводят к производственному травматизму и профзаболеваниям занимается государственный институт охраны труда.

Охрана труда это целая система. Она включает в себя не только охрану жизни и здоровья работников, это и правовые акты, и социально-экономические мероприятия, и санитарно-гигиенические и организационно-технические нормы. Также в систему охраны труда входят лечение, профилактика и реабилитация людей, пострадавших на производстве.

Государство гарантирует не только принятие, но и реализацию законов и правовых актов, регулирующих соблюдение охраны труда. Причем, на государстве лежит не только надзор за соблюдением трудового законодательства, но и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, экспертиза условий труда и профилактика несчастных случаев.

Одновременно с этим, Закон обязывает работодателей создавать безопасные и безвредные условия труда. Владелец получает от органов государственного надзора разрешение на работу предприятия и, таким образом, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье своих работников.

Он обязан ознакомить своих сотрудников с требованиями нормативных актов об охране труда и следить за их неукоснительным выполнением.

  1. 2. Органы государственного специализированного надзора:
  2. Помимо общего государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая требования охраны труда, государство в лице специальных органов исполнительной власти осуществляет специализированный государственный контроль и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых производственных объектах.
  3. Такой государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные службы государственного надзора, имеющие свои территориальные органы – инспекции.
  4. К важнейшим из них относятся:
  • Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (объединившая Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Государственный энергетический надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и ряд других структур);
  • Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (объединившая бывший Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и ряд других структур);
  • Государственный пожарный надзор, федеральные и территориальные органы которого являются частью Государственной противопожарной службы, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России);
  • Государственные инспекции по видам транспорта (автомобильного, речного, морского и др.).

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Важную роль в определении полномочий проверяющего, сроков проверки и т. п. играет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-po-ohrane-truda-na-temu-gosudarstvenniy-nadzor-kontrol-za-vipolneniem-zakonodatelstva-rossiyskoy-federacii-ob-ohrane-tru-2110535.html

Реферат: Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Введение

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков — Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом — Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона.

  • Цель курсовой работы- рассмотреть работу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
  • Постановка данной цели требует реализации ряда задач:
  • — дать определение федеральной службе по труду и занятости;
  • — рассмотреть полномочия трудовой инспекции;
  • — рассмотреть механизм осуществления проверок и составления актов трудовой инспекции;
  • — рассмотреть виды ответственности за нарушения трудового законодательства;
  • — рассмотреть новую концепцию главы 57 ТК РФ.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре части, раскрывающие всю деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, вторая включает в себя новую концепцию главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как Трудовой кодекс Российской Федерации, работы М. С. Петрова, Г. Ю. Касьяновой, О. С. Ефремова и многих других.

  1. 1.Государственный надзор и контроль
  2. Федеральная служба по труду и занятости
  3. В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.

Источник: https://ronl.org/referaty/gosudarstvo-pravo/363613/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector