Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Существуют различные виды оформления рабочих отношений между работником, поступающим на службу и работодателем. Служебный контракт — это одна из форм приема на работу соискателя.

Взаимоотношения между гражданским служащим и его работодателем определяются в служебном контракте. Все особенности оформления этого документа регламентируются Федеральным законом №79.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Что такое служебный контракт?

Что такое служебный контракт?

Большинству граждан хорошо знакомо такое понятие, как трудовой договор. Некоторые из них столкнулись при оформлении на работу с трудовым соглашением, а служебный контракт является относительно новым наименованием оформление трудовых отношений, применимый к определенной категории граждан.

Нужно сразу же отметить, что такой документ используется при приеме на любые должности служащих в государственный орган.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

В каждом отдельном случае, в зависимости от должности служащего, в контракте оговариваются особенности его обязанностей и условий работы

Контракт заключается в соответствии с ФЗ о гражданской службе, в котором оговариваются условия организации трудовых отношений двух сторон — нанимателя, в качестве которого выступает государственный орган и лица, поступающего на госслужбу.

Данный документ включает в себя информацию о сроке, на который он оформляется, порядок его оформления, а также условия его приостановления или прекращения.

Важно! Соответствующим указом утверждена стандартная форма контракта, содержащая основные разделы, при необходимости документ может быть дополнен определенными сведениями, не противоречащими ТЗ РФ.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Граждане, принятые на контрактных условиях, считаются государственным служащими, в результате чего на них возлагается определенная ответственность, особенно если организация занимается секретными разработками или обладает секретными данными

Лица, нанятые на работу служебным контрактом, приобретают статус государственного служащего, они принимаются на службу на основании существующего в организации штатного документа (расписания). В этой связи на таких работников распространяются права и обязанности, указываемые в ТК РФ, поэтому они защищены от дискриминационных отношений.

Однако нельзя не отметить, что распространение нормативов ТЗ для тех, кто устроен на контрактной основе, отличается некоторыми особенностями. Это обусловлено указаниями в ФЗ, а также правовыми актами, регламентирующими разные аспекты гражданской службой.

Поэтому некоторые парламентарии говорят о необходимости включения в отдельную главу ТЗ, регулирующие работу государственных служащих, нормы.

Должности государственной службы

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению гражданского контракта (ГК), для начала стоит разобраться, какие должности относятся к данной категории служащих, а также в некоторых подробностях их деятельности.

Граждане, выполняющие профессиональную деятельность на должностях организаций, имеющих полномочия государственных органов федерального или регионального значения, а также занимающие государственные посты, относятся к категории служащих.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Государственные служащие подразделяются по нескольким критериям, от которых зависит, какой контракт будет с ними заключен и на какой период

Существует два подразделения государственных служащих.

  1. Должности федерального значения, их перечень утверждается Президентом РФ. Эта категория лиц работает на государственных постах РФ.
  2. Должности в службах регионального значения РФ, утверждаются на уровне субъектов страны. Лица, относящиеся к этой категории, обеспечивают качественную работу органов государственных служб РФ в регионах.

Кроме того, служащие госслужб подразделяются на четыре категории и пять групп.

Законодательство РФ выделяет следующие четыре категории служащих.

Должности служащихВид служебного контракта по времени исполнения профессиональных обязанностей
Руководящие работники государственных органов, а также их подразделений, и их заместители Эта категория служащих может быть назначена вышестоящим руководством на конкретный срок или же на неопределенный период
Помощники или советники руководящих лиц С этой категорией работников оформляется срочный контракт, то есть, они выполняют свои обязанности, работая с конкретным руководителем, а при его увольнении уходят вместе с ним
Специалисты — лица, обеспечивающие качественную работу государственным органам Срок контракта специалистов не ограничивается по срокам, на службу принимаются, как правило, на конкурсной основе
Обеспечивающие специалисты. Их функциональные обязанности относятся к организационной, информационной, документационной, финансово-хозяйственной, а также хозяйственной сфере деятельности в государственных органах. В отличие от специалистов, они занимаются решением вспомогательных задач. Служебный контракт с ними заключается на общих основаниях и не ограничивается по срокам, если они устраиваются на свободную, а не на замещаемую должность

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Существует определенная классификация госслужащих

Распределение по группам осуществляется по принципу младшая-высшая. Каждая из них должна соответствовать определенным условиям и призвана выполнять установленные для них функции.

Группы должностей государственных служащихКатегории должностей государственных служащих
Высшая группа Руководители, помощники, специалисты
Главная группа Специалисты и обеспечивающие специалисты
Ведущая группа Руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты
Старшая группа Специалисты и обеспечивающие специалисты
Младшая группа Обеспечивающие специалисты

Требования к минимальному уровню профессионального образования, а также к стажу работников.

Категории и группы должностей государственных гражданских служащихКатегории должностейТребования к образованию и наличию минимального стажа работы
Высшая группа Руководители, помощники (советники), специалисты Высшее образование, специалитет, магистратура. Стаж не менее четырех лет государственной службы, работы по специальности
Главная группа Специалисты и обеспечивающие специалисты Высшее образование, бакалавриат. Стаж не менее двух лет государственной службы, работы по специальности
Ведущая группа Руководители, их советники, специалисты, обеспечивающие специалисты Высшее образование, бакалавриат. Без предъявления к стажу
Старшая группа Специалисты, обеспечивающие специалисты Для специалистов высшее образование, для обеспечивающих специалистов среднее- специальное образование. Без предъявления к стажу
Младшая группа Обеспечивающие специалисты Среднее-специальное образование. Без предъявления к стажу

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Для работы госслужащим нужны определенные стаж, образование

Источник: https://yr-expert.com/sluzhebnyj-kontrakt-chto-eto/

Служебный контракт на гражданской службе: понятие, условия и порядок заключения

Главная › Помощь призывникам › Военная служба ›

13.07.2019

Служебный контракт на гражданской службе заключается между представителем государства, гражданином Российской Федерации. Договор заключается на неопределенное время.

Расторгнуть контракт можно по соглашению сторон, инициативе наемщика, служащего. Подписывается документ в двух экземплярах, определяет основные права, обязанности сторон.

Служебный контракт на гражданской службе, заключенный на определенный срок называется срочным.

Служебный контракт на гражданской службе понятие и содержание  (ФЗ от 27 июля 2004г. №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Служебный контракт – соглашение между нанимателем и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Документ устанавливает права, обязанности сторон, регулирует отношения, указывает сроки начала, окончания контракта.

Представитель нанимателя в лице военного комиссариата предоставляет гражданину возможность прохождения гражданской службы, обеспечивает в полном объеме денежное содержание, получение государственных социальных гарантий. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, обязуется исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, распорядком государственного органа.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

В содержании служебного контракта указываются права, обязанности сторон, ФИО гражданина, изъявившего желание проходить гражданскую службу, наименование государственного органа, а также ФИО представителя.

Условия контракта:

  • наименование замещаемой должности;
  • дата начала исполнения обязанностей;
  • должностной регламент;
  • медицинское, социальное, иные виды страхования;
  • права, обязанности нанимателя;
  • компенсации, льготы за работу в тяжелых, вредных условиях;
  • режим работы, отдыха;
  • оплата труда (оклад, надбавки, другие выплаты, регламентированные законом).

Кроме этого в служебном контракте предусматриваются следующие условия:

  • испытательный срок;
  • неразглашение сведений;
  • обязанность проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональном среднем, высшем учебном заведении;
  • показатели результативности, связанные с ними условия оплаты труда;
  • другие условия, не ухудшающие положение гражданина, подписавшего контракт.

Меняться условия служебного контракта могут по соглашению сторон в письменной форме. Также указывается срок действия договора, основания, послужившие его подписанию.

За неисполнение либо недобросовестное исполнение трудовых обязанностей предусмотрено наказание в соответствии с законодательством РФ.

При этом запрещается требовать от контрактника исполнения обязанностей, не прописанных в договоре, не предусмотренных должностным регламентом.

Заключается служебный контракт в двух экземплярах. Один отдается служащему, второй хранится в личном деле. Форма договора определяется и устанавливается Президентом РФ.

Сейчас читают:   Служба в военной полиции по контракту: вакансии и отзывы

Существенные условия контракта

Основными законодательными актами выступает Закон № 79-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Договор в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где указывается, с кем заключается договор, на какую должность.
  2. Права, обязанности сторон.
  3. Условия денежного вознаграждения: размер оклада, надбавки, поощрения, отпускные, материальная помощь.
  4. Служебное время, отдых. Указывается нормальная продолжительность служебного времени, сокращенная, ненормированный служебный день, продолжительность основного отпуска, дополнительного.
  5. Срок действия контракта.
  6. Льготы, основные, дополнительные гарантии.
  7. Испытательный срок.

Изменения существенных условий договора возможны. Служащего об этом уведомляют за 2 месяца до внесения поправок. Оформляются в письменном виде, подписываются сторонами.

С кем заключается служебный контракт

Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет. При определенных обстоятельствах для руководящего состава он продлевается до 70 лет. По соглашению сторон служащий имеет право продолжить работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора на должности, что не является должностью гражданской службы.

Для заключения служебного контракта нужно предъявить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Анкета установленной формы, заполненная собственноручно;
  3. Паспорт;
  4. Трудовая книжка;
  5. Свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда на работу устраиваются впервые;
  6. Идентификационный код;
  7. Документы воинского учета для лиц, подлежащих призыву на службу, граждан, пребывающих в запасе;
  8. Документы об образовании;
  9. Декларация о доходах, имуществе, обязательствах.

После подписания договора, назначения на должность гражданской службы вручается служебное удостоверение. Подписать контракт могут граждане Российской Федерации, не достигшие предельного возраста, признанные военным комиссариатом годными к прохождению службы.

Видео: 4.8. Запреты на государственной службе

Как могут быть изменены условия служебного контракта

Инициировать изменения в договоре может наниматель. Уведомить служащего о намерениях изменить существенные условия контракта он должен за 2 месяца в письменной форме. За это время гражданин, занимающий должность, должен принять решение – согласиться с новыми условиями либо уволиться. В случае письменного отказа контракт прекращается в соответствии  действующим законодательством.

Срок действия служебного контракта

Для замещения должности гражданской службы заключается служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт.

В первом случае в документе не указывается срок окончания полномочий, гражданин, подписавший договор, имеет право служить до достижения им граничного возраста.

Срочный служебный контракт подписывается на 1-5 лет, если иной срок не предусмотрен законодательством.

Срочный служебный контракт на государственной гражданской службе

Документ ничем не отличается от предыдущего договора, с той лишь разницей, что указывается срок окончания полномочий. Подписывается в том случае, когда невозможно взять человека на службу на длительное время.

Часто бывают ситуации, когда после окончания одного контракта подписывают другой, но уже на другую должность. Регламентирует отношения между нанимателем, в данном случае государственным органом, служащим. Документ пришел на смену трудовому договору.

Примерная форма утверждается Президентом Российской Федерации.

Сейчас читают:   Вакансии и требования для службы по контракту в Сирии

В каких случаях заключается срочный служебный контракт

Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:

  1. категории «руководители», «помощники (советники)»;
  2. на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
  3. после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
  5. в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
  6. на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
  8. другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.
Читайте также:  Увольнение пенсионеров по сокращению штатов: какие полагаются выплаты и компенсации

С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.

Общие основания прекращения служебного контракта

Основаниями для прекращения договора, освобождения служащего от занимаемой должности являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива служащего – по собственному желанию;
  • инициатива представителя нанимателя;
  • перевод по просьбе служащего и с его согласия на другое место службы;
  • отказ служащего в связи с изменением существенных условий контракта;
  • отказ от перевода на другую должность в связи с состоянием здоровья либо при отсутствии аналогичной должности на новом месте службы;
  • обстоятельства, не зависящие от воли служащего;
  • нарушение правил служебного контракта, неисполнение обязанностей;
  • смена гражданства;
  • несоблюдение ограничений, обязательств согласно договору;
  • нарушение запретов — появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения подтвержденных медицинской экспертизой;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение хищения по месту службы;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятие руководителями необоснованных решений, влекущих за собой тяжелые последствия, траты;
  • предоставление ложных сведений.

Сейчас читают:   Отправляют ли срочников в горячие точки в 2019 году?

Прекращение отношений между нанимателем, служащим оформляется в письменной форме актом государственного органа.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

К обстоятельствам, не зависящим от воли служащего, относят:

  • Призыв гражданского служащего на военную службу, направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
  • Восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда.
  • Избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой.
  • В иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

К случаям, ведущим к прекращению контракта, относят:

  • осуждение к наказанию по приговору суда;
  • признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • признание недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда;
  • достижение служащим предельного возраста – 65 лет.

При незаконном расторжении контракта по инициативе нанимателя, решение может быть обжаловано в суде. После признания действий неправомерными, наниматель обязан восстановить служащего на прежней должности.

Видео: Поступление на ГГС | Работа на государственной гражданской службе | Вакансии | 4 Глава 79 ФЗ

Испытание на гражданской службе

При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.

Не устанавливается испытательный термин если:

  1. Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
  2. Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
  3. Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.

По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности.

При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора.

Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.

Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.

Отзывы

Уважаемые читатели, была ли полезна эта статья? Что вы думаете о служебном контракте на гражданской службе. Оставьте обратную связь в х! Нам важно ваше мнение!

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания Служебный контракт на гражданской службе: понятие, условия и порядок заключения Ссылка на основную публикацию Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Источник: https://toparmiya.ru/pomoshh-prizyvnikam/voennaya-sluzhba/sluzhebnyj-kontrakt-na-grazhdanskoj-sluzhbe

Испытательный срок при приеме на государственную службу по срочному контракту

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Испытательный срок на государственной гражданской службе

Узнайте, каким категориям госслужащих устанавливается испытание и как оговорить это условие в служебном контракте. Скачайте полезный документ: Узнайте, где прописать сроки и условия испытания для госслужащего Отношения с государственными гражданскими служащими регулируются положениями Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ», далее — Закон № 79-ФЗ. Если в общем случае решение о включении условия об принимает работодатель, для гражданской службы в отдельных ситуациях оно является обязательным.

В соответствии со статьей 27 Закона № 79-ФЗ, испытательный срок устанавливается всем соискателям, впервые поступающими на государственную гражданскую службу.

Это условие оговаривается актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы и включается в . Испытательный срок на госслужбе. Условие, включаемое в служебный контракт (фрагмент) Скачать примерную форму служебного контракта вы можете в начале статьи!

устанавливается с целью проверки соответствия компетенций и навыков кандидата тем требованиям, которые установлены для замещаемой должности. Испытательный срок при приеме на государственную службу зависит от замещаемой должности, как это представлено в таблице.

Таблица.

Разный срок для разных категорий госслужащих Категория должности гражданской службы Продолжительность испытания Назначение службу осуществляет Президент или Правительство РФ 1 месяц — 12 месяцев На работу назначается гражданин, ранее проходивший гражданскую службу РФ 1 месяц — 6 месяцев Если принимают на работу е в порядке перевода из другого государственного органа 1 месяц — 6 месяцев В соответствии со статьей 27, испытательный срок на госслужбе (79-ФЗ) не назначается:

  1. Гражданским служащим, которые были назначены на в порядке перевода в связи с упразднением прежнего места службы или сокращением должностей (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ).
  2. Гражданам, имеющим среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование, полученное по договору о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы, поступающим на гражданскую службу впервые.
  3. Иным гражданам и гражданским служащим, которым гарантируется сохранение места работы (должности).

★ Какие категории работников в общем случае , вам расскажут эксперты «Системы Кадры». Законом 79-ФЗ испытательный срок не может продлеваться. Но в этот период не включаются дни, когда госслужащий был временно нетрудоспособен и находился на больничном или отсутствовал на рабочем месте по иным уважительным причинам.

Период не учитывается, если госслужащий:

Особенности испытательного срока при временном трудовом договоре

→ → Обновление: 3 декабря 2019 г. Трудовые договоры с работниками могут заключаться как на постоянной, так и на временной основе. Иначе говоря, на неопределенный и на определенный срок.

Временный трудовой договор на определенный срок (не более 5 лет) именуется также срочным трудовым договором (). О том, в каких случаях может заключаться срочный трудовой договор, а также об особенностях испытания при приеме на работу по такому договору расскажем в нашей консультации.

Срочный трудовой договор может заключаться ():

  1. без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения по соглашению сторон в соответствии с .
  2. когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения в соответствии с ;

Приведем примеры случаев, когда так называемый временный трудовой договор может заключаться в силу того, что трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения ():

  1. с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
  2. на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;
  3. с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы.
  4. для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
  5. для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;
  6. на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
  7. с лицами, направляемыми на работу за границу;
  8. для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

Независимо от характера предстоящей работы и условий ее выполнения срочный трудовой договор по соглашению сторон может заключаться, в частности, со следующими лицами ():

  1. с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая ИП), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);
  2. с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
  3. с лицами, привлекаемыми для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных
  4. с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера;

Что представляет собой срочный контракт на госслужбе

Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником. В отличие от обычных , которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства.

Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.Содержание

Что такое срочный контракт на госслужбеЗаконодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:

  • На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).
  • На неопределенный (обычно до наступления пенсионного возраста).

Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель — создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет.

Читайте также:  Как правильно заполнить табель т-12: образец документа

Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения.

К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:

  1. другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.
  2. граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
  3. лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
  4. лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
  5. служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
  6. граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
  7. граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
  8. выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
  9. сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
  10. служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;

Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Испытательный

Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах

Главная — Организация бизнеса — Кадры —  Российские работодатели имеют право устанавливать соискателям при приеме на работу испытательный срок, однако его правовое регулирование при поступлении на государственную гражданскую службу может отличаться от общих нормативов, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому каждому соискателю, сотруднику кадрового отдела госслужбы и руководителю следует ознакомиться с тем, как устанавливается испытательный срок государственного гражданского служащего.

Источник: https://arbitradv.ru/ispytatelnyj-srok-pri-prieme-na-gosudarstvennuju-sluzhbu-po-srochnomu-kontraktu-85876/

Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах

Установлено, что условие об испытании при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, предусматривается в контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы продолжительностью от 1 месяца до 1 года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Определены случаи, при которых испытание может устанавливаться на определенный срок. В частности, при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ, — на срок от 1 до 6 месяцев.

Уточнены случаи, при которых испытание не устанавливается.

Предусмотрено, что испытание не устанавливается, в том числе для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от 3 месяцев до 1 года. При этом отсутствие условия об испытании в акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте означало, что гражданский служащий принят без него.

Российские работодатели имеют право устанавливать соискателям при приеме на работу испытательный срок, однако его правовое регулирование при поступлении на государственную гражданскую службу может отличаться от общих нормативов, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому каждому соискателю, сотруднику кадрового отдела госслужбы и руководителю следует ознакомиться с тем, как устанавливается испытательный срок государственного гражданского служащего. Также, особые нормативы могут предполагаться и в отношении испытательного срока на муниципальной службе.

Испытательный срок для госслужащих

В Российской Федерации регулирование сферы трудовых взаимоотношений обеспечивается государством в большинстве аспектов трудовой деятельности. В том числе нормативы трудового законодательства рассматривают и такое понятие, как испытательный срок.

Однако Трудовой кодекс устанавливает лишь общие нормативы, параллельно действуют и другие нормативно-правовые акты. В частности, испытательный срок для госслужащих имеет отличные механизмы правового регулирования по сравнению с лицами, работающими вне государственной сферы.

Данный вопрос регламентирует:

  • Ст.57 ТК РФ требует в обязательном порядке фиксировать сведения о наличии испытательного срока государственного гражданского служащего, а также время его продолжительности.
  • Ст.70 ТК РФ устанавливает основные принципы правового регулирования испытательного срока в общих случаях, а также ограничения по возможности его применения к некоторым категориям трудящихся.
  • Ст.71 ТК РФ регламентирует порядок определения прохождения соискателем испытания и иные аспекты, связанные с возможным увольнением сотрудника во время этого периода.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004 обеспечивает правовое регулирование непосредственно государственной службы и особенности работы на ней в различных аспектах, в том числе и касательно установления испытательного срока.

Непосредственно нормативы иных Федеральных законов могут влиять на трудовые взаимоотношения только в тех случаях, когда это прямо допускается текстом Трудового кодекса. В случае с продолжительностью испытательного срока — такое указание в тексте ст.70 ТК РФ присутствует.

Как устанавливается испытательный срок на государственной гражданской службе

Несмотря на то, что большинство аспектов трудового права в полной мере распространяется на государственных служащих, есть несколько существенных аспектов, которые необходимо учитывать именно при поступлении на работу в государственные организации. К таковым нюансам следует относить:

  • Продолжительность испытательного срока. Когда в обычных трудовых взаимоотношениях длительность испытания при приеме на работу составляет не более 3 месяцев, в отношении госслужащих испытательный срок может продолжаться строго от одного месяца до года в общих случаях, и до шести месяцев — при условии работы на государственной службе ранее или при переводе из иных государственных органов.
  • Порядок вступления в чин. На время исполнения обязанностей во время испытательного срока, государственный гражданский служащий не считается вступившим в соответствующий классный чин — он присваивается ему лишь по окончании испытательного срока.
  • Испытание оценивается более строго. Закон о государственной службе регламентирует полноценное вступление в должность и устанавливает определенные требования к аттестационной комиссии, которая принимает решение о прохождении испытания.
  • К государственным служащим предусматриваются более строгие требования. В частности, поступки, за которых госслужащий может быть уволен или признан не прошедшим испытательный срок, включает в себя более широкий перечень действий, чем при обычном трудоустройстве.
  • В остальных аспектах, испытательный срок при приеме на государственную службу регламентируется так же, как и при трудоустройстве в негосударственной сфере деятельности, предполагая следующие основные принципы правового регулирования:
  • По истечении испытательного срока служащий считается прошедшим его успешно.
  • Испытательный срок на госслужбе не включает в себя периодов временной нетрудоспособности и иные временные промежутки, когда работник не исполнял свои должностные обязанности.
  • Если в контракте нет упоминания о наличии испытательного срока, то вне зависимости от обстоятельств, считается что этот срок отсутствует — и он не может быть назначен впоследствии после подписания документов.

Испытательный срок на муниципальной службе не имеет каких-либо особенностей, отраженных в отдельном законе о ней. Однако на муниципальных служащих в полной мере распространяются кадровые нормативы законодательства о государственной службе, в том числе и в вопросах применения испытательного срока.

Ограничения по применению испытательного срока на госслужбе

Законодательство в Трудовом кодексе строго регламентирует перечень особых категорий трудящихся, в отношении которых установление испытательного срока запрещено.

Данные ограничения в полной мере относятся и к государственной службе.

Так, запрещено устанавливать испытательный срок для государственного гражданского служащего, если он относится к одной из следующих категорий:

Читайте так же:  Наказание за оскорбление личности по статье

  • Молодой специалист. Для лиц, окончивших профессиональное техническое или высшее учебное заведение в течение года перед поступлением на службу испытательный срок не назначается.
  • Учащийся образовательных заведений по договору о целевом обучении. Если соискатель получал образование за счет государства с обязательным прохождением гражданской службы, он не может быть направлен на испытание.
  • Беременная женщина или имеющая детей возрастом до 1,5 лет. Эта категорий работников не может быть направлена на испытание в принципе.
  • Выборная должность. Если служащий был избран на конкретную должность, он вступает в неё без испытательного срока.

Все вышеозначенные категории работников имеют полное право не проходить испытательный срок, вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств и требований фактического работодателя.

Правкомиссия одобрила законопроект о порядке установления испытательного срока при поступлении на госслужбу

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 24, 27 и 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», направленные на расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы.

Законопроектом предлагается установить, что при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на госслужбу, предусматривается условие об испытании государственного гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности продолжительностью от одного месяца до одного года.

Также проектом федерального закона уточняются случаи, при которых испытание при назначении на должность может устанавливаться по усмотрению представителя нанимателя. В частности, указанная норма распространяется на должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется президентом или Правительством РФ.

[2]

Кроме этого, законопроектом определены случаи, при которых испытание не устанавливается.

Так, испытание не устанавливается в отношении граждан, получивших среднее профобразование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу, для государственных гражданских служащих, назначенных на должности в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. Испытание также не устанавливается для граждан и государственных гражданских служащих, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы, сообщает правительственная пресс-служба.

Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

Министр Максим Топилин: Испытательный срок станет обязательным условием для впервые поступающих на госслужбу граждан

  1. Об этом глава Министерства труда и социальной защиты РФ заявил по итогам заседания Правительства РФ, на котором был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подготовленный Минтрудом России.

  2. «В документе устанавливается положение об обязательном назначении испытания при заключении служебного контракта с гражданами Российской Федерации, впервые поступающими на гражданскую службу», — рассказал Министр.

  3. Также в законопроекте уточняется исчерпывающий перечень случаев, при которых гражданам, впервые назначаемым на должность гражданской службы, и государственным гражданским служащим испытание не устанавливается.

    К таким лицам относятся:

  • граждане, заключившие договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • служащие, назначенные на новую должность в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа;
  • беременные женщины или женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет.

«В сочетании с другими кадровыми технологиями законопроект позволит более эффективно проводить на практике оценку квалификации впервые принятых сотрудников, а также будет способствовать обеспечению их адаптации к условиям гражданской службы», — отметил Максим Топилин.

Этапы прохождения службы: испытательный срок, аттестация, перемещение по должности, присвоение квалификационных разрядов, основания прекращения муниципальной службы

  • (1)Основания и порядок поступления намуниципальную службу определяются_______________
  • Условия поступления на муниципальную службу:
  • 1) гражданство; граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, не допускается установление при поступлении на службу ограничений, связанных с полом, расой, национальностью, вероисповеданием.
  • 2) владение государственным языком.
  • 4) соответствие квалификационным требованиям, предъявленных к замещению должности.
  • 5) стаж работы не менее 5 лет.
  • 6) наличие высшего или среднего специального образования.
  • 1) лишение права занимать муниципальную должность на определенный срок по решению суда.
  • 2) наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.
  • 3) отказ от оформления допуска к сведениям, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
  • 4) наличие близкого родства или свойства с муниципальными служащими, если они находятся в подчинении.
  • 5) признание судом недееспособным.
  • При поступлении на муниципальную службу гражданин должен предоставить следующие документы: личное заявление; документы, удостоверяющие личность; трудовая книжка; документ, подтверждающий профессиональное образование, справка об имущественном положении; справка о здоровье.
  • В настоящее время в законодательстве закрепляются следующие способы замещения муниципальных должностей:
  • 1) назначение: осуществляется вышестоящим должностным лицом или руководителем, оформляется соответствующим юридическим актом (распоряжением – если глава муниципального образования или приказом – остальные должностные лица).

Источник: https://xn--d1agd3b.xn--p1ai/ispytatelnyj-srok-na-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe-i-v-munitsipalnyh-organah/

К вопросу правоприменения срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе

В статье анализируется проблема классификации служебных контрактов на государственной гражданской службе в Российской Федерации в зависимости от сроков их заключения. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данной проблеме.

В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие ряда федеральных законов, важнейшим из них оказался Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1].

Благодаря ему появилась новая форма регулирования государственно-служебный отношений, в частности, служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору.

Появление нового понятия вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов. Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема классификации служебных контрактов, что и предопределило выбор темы данной статьи.

Для выявления сущности служебных контрактов ученые выделяют их виды по разным критериям. Наиболее актуальна, на наш взгляд, легальная типология в зависимости от сроков служебного контракта. Она закреплена в ФЗ № 79 (ч. 1 ст. 25). Это бессрочный (на неопределенный срок) и срочный служебный контракт.

В статье 58 Трудового кодекса Российской федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) содержатся похожие нормы [2].

Согласно ч. 2 п. 3, 4 ст. 9 ФЗ № 79 служебный контракт на неопределенный срок всегда заключается с государственными гражданскими служащими, замещаемыми должности категории «обеспечивающие специалисты» и «специалисты». В некоторых случаях подобный контракт заключается и с руководителями (ч. 2. п. 1 ст. 9 ФЗ).

Учитывая, что еще со времен Древнего Китая проповедовался принцип постоянства и профессионализма на государственной службе, подобная практика в России, несомненно, необходима. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом гражданский служащий должен накапливать опыт в течении долгой служебной деятельности.

Кроме того, заключение служебного контракта без ограничения срока полномочий в некоторой степени способствует социальной защищенности чиновника.

Тем не менее в практике государственно-служебных отношений часто требуется временное привлечение специалистов, тогда и появляется необходимость заключения временного соглашения. Срок данного вида контракта установлен ч. 2 ст. 25 ФЗ № 79.

Согласно зафиксированным там положениям срочный служебный контракт может заключаться на срок от одного года до пяти лет, то есть законодательство устанавливает не только максимальный, но и минимальный срок подобного соглашения. В данном случае наблюдается существенная разница с нормами трудового законодательства. В частности, согласно ст.

58 ТК РФ срок срочного трудового договора не может превышать 5 лет. Не совсем понятно почему законодатель в отношении государственной гражданской службы закрепил нижнюю границу в 1 год, так как на практике это может приводить к некоторым трудностям.

Например, в случае временного замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего может возникнуть необходимость в заключении контракта на срок в 5-6 месяцев. Допустим это может происходит в ситуации ухода гражданского служащего, занимающего должность гражданской службы на постоянной основе или в отпуск по уходу за ребенком.

Конечно такая ситуация может длится не один год, однако чиновник имеет право выйти на службу сразу после родов, но при этом, как было сказано выше, заключение служебных контрактов на такой срок не допускается, так как минимальный срок служебного контракта составляет один год.

Поэтому кадровые службы заключают как правило с временно принимаемым гражданским служащим временное соглашение сроком на один год, а потом расторгают его через 3-4 месяца из-за выхода государственного служащего на службу, ранее, замещавшему указанную должность (ч. 3 ст. 35 ФЗ № 79). Более оптимальным, на наш взгляд, было бы изменить ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с редакцией ст. 58 ТК РФ.

Кроме рассмотренных нами сроков, законодатель определил еще два условия, при которых применяется срочный служебный контракт. Это случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок: с учетом категории замещаемой должности и условий прохождения гражданской службы.

К первым случаям относится замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Ко вторым случаям причисляют несколько ситуаций, а, именно, периоды отсутствия гражданского служащего и окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

К ним также относятся поступление на дипломатическую службу, а также в государственный орган, образованный на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций, замещение должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст.

50 ФЗ № 79 установлен особый порядок оплаты труда, с чиновником, достигшим возраста 60 лет, в порядке ротации.

При этом перечень, не закрытый и кроме того в ФЗ № 79 ничего не говорится о безосновательном заключении срочного служебного контракта. Как нам представляется, это ущемляет права гражданского служащего.

В данном случае, вполне возможна рецепция подходов трудового законодательства.

Так согласно статье 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Тем не менее ряд авторов поддерживают законодательный подход, аргументируя это тем, что государственная служба носит публичный характер, то есть осуществляется в общеполезных целях для достижения блага всех и поэтому служебное законодательство должно защищать в первую очередь публичный интерес, а не интерес отдельных чиновников [3, С. 21].

Более того некоторые исследователи прямо требуют закрепления «в законодательстве возможности заключения срочных служебных контрактов в любых случаях, если это диктуется государственной необходимостью» [4, С. 16]. По мнению И.Н.

Гарячук, право выбора между срочным и бессрочным служебным контрактом должно оставаться за руководителем (представителем нанимателя). Возникает вопрос, связанный с целесообразностью введения подобной нормы.

Чрезмерное увеличение полномочий руководителя, несомненно, приведет к субъективизму при поступлении на государственную служу, а это вряд благоприятно скажется на итак сложной обстановке в РФ, связанной с проблемой распространения коррупционных правонарушений.

Исследователь также приводит примеры таких ситуаций как временное увеличение объема работ государственное органа (например, в период проведения реформ) или временное привлечение на государственную службу специалистов, обладающих особыми познаниями в определенных сферах, для решения конкретных вопросов. При этом И.Н.

Гарячук указывает на то, «действующее законодательство в таком случае не позволяет привлекать на службу граждан по срочным служебным контрактам». С этим утверждением нельзя согласится, хотя бы в отношении второй названной ситуации.

Так как в случае приглашения необходимого специалиста вполне можно заключить служебный контракт на определенный срок для замещения должности гражданской службы категории «помощник (советник)».

В отношении тех, кто претендует на замещение должности государственной гражданской службы категории «специалист» неоправданное расширение оснований для заключения срочного служебного контракта, тем более по усмотрению представителя нанимателя, может привести на практике к злоупотреблениям со стороны руководителя, а значит нарушению трудовых прав граждан.

Можно отметить, что в целом в законодательстве условия, при которых заключаются срочные служебные контракты, очерчивают максимально допустимый перечень ситуаций. Однако в некоторых случаях, на наш взгляд, излишний. Это, например, ч. 7 п. 4 ст. 25 ФЗ № 79: должности по которым устанавливается отдельный порядок оплаты труда. Согласно ч. 14 ст.

50 названного Закона оплата труда в данном случае производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. По мысли законодателя это должно быть закреплено именно в срочном служебном контракте.

Данная норма не имеет каких-либо объяснений и думается, что подобные условия оплаты труда вполне могли бы быть закреплены в служебном контракте на неопределенный срок.

Таким образом, при наличии излишнего перечня случаев заключения срочного служебного контракта возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу.

Хочется отметить, что в зависимости от сроков Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три вида служебных контрактов (п. 3 ст. 12) [5]. Это служебный контракт, заключаемый:

  1. на неопределенный срок;
  2. на определенный срок;
  3. на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Ученые в целом отвергают подобную классификацию применительно именно к государственной гражданской службе, так как именно организацию именно этого вида службы регулирует специальный закон – Федеральном законе N 79-ФЗ. Поэтому исследователь А.А.

Осин вполне оправдано отмечает, что третий вид в этой классификации на самом деле не образует самостоятельного вида, а является разновидностью срочного служебного контракта, потому что обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием для заключения срочного служебного контракта [6, С. 47].

Таким образом, служебные контракты неоднородны, ученые предлагают ряд классификаций. При делении служебных контрактов на срочные и заключенные на неопределенный срок возникают вопросы к излишнему перечню случаев заключения срочного служебного контракта, так как при этом возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу

Источник: https://novainfo.ru/article/8126

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector