Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

Содержание

  • 1 Ответственность сторон социального партнерства
  • 2 Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

Введение

Представленная работа посвящена теме «Ответственность сторон социального партнерства». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Ответственность сторон социального партнерства» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Ответственность сторонсоциально гопартнерства». Вопросам исследования посвящено множество работ.

В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Ответственность сторон социального партнерства». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Ответственность сторон социального партнерства» определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Ответственность сторон социального партнерства» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Ответственность сторон социального партнерства» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическуюзначимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Ответственность сторон социального партнерства «.Теоретическое значение изучения проблемы «Ответственность сторон социального партнерства» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Ответственность сторон социального партнерства».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Ответственность сторон социального партнерства» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Рассказать о социальном партнёрстве и ёё элементах в целом.

2. Сказать об актуальности проблемы «Ответственность сторон социального партнерства»в современных условиях;

  Имеет ли право сотрудник отказаться от командировки?

  • 3. Изложить возможности решения тематики «Ответственность сторон социального партнерства»;
  • Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, приложения и библиографического списка.
  •  Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. 
  • Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются проблемы » социального партнерства».

Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов социального партнерства».

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы Ответственности сторон социального партнерства.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Ответственность сторон социального партнерства», круг вопросов и логическую схему ее построения.  Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Ответственность сторон социального партнерства» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Ответственность сторон социального партнерства», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей

Социальное партнерство в сфере трудовых отношений — новелла российского трудового законодательства. Оно закрепляет и развивает конституционное право человека на труд, наделяет равноправными правами и обязанностями работников и работодателей.

Согласно ст.

23 Трудового кодекса Российской Федерации , социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст.27 ТК РФ, социальное партнерство осуществляется в формах коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями

1.2. Субъекты социального партнерства

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

  Кто осуществляет права потерпевшего юридического лица?

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/123137_2002841_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

В современном обществе определенным образом выстраивается взаимодействие бизнеса, государственного управления и общественной жизни. В результате предпринимательство не только сводится к получению прибыли, но и учитывает характер взаимодействия человеческих, социальных факторов, производственной сферы.

Складывается социальное партнерство в сфере труда, формируется ответственность его сторон. О том, что это такое, какая существует ответственность между партнерами, говорится в статье.

О социальном партнерстве и его принципах

  1. Принципы социального партнерства в сфере труда
  2. Социальное партнерство держится, развивается на принципах координирования экономической и социальной деятельности между руководством, бизнесом и организацией, объединяющей сотрудников предприятия для решения текущих вопросов (профессиональным союзом).

  3. Социальное товарищество создается в период зрелости рыночного общества между рынком труда, достигшем высокой степени культуры, и делегатами трудящихся в виде профсоюзов.

    Взаимодействие бизнеса и общества выражается в четкой структуре взаимных отношений, которые складываются:

  • между работниками и нанимателями;
  • между лицами, наделенными полномочиями работодателя и государственными органами или органами местного управления.

Выбор целей взаимодействия выражается в гарантии координации интересов сторон по налаживанию деловых позиций (производственных и других тесно связанных с ними в соответствии со ст. 23 ТК РФ).

Законодательно закреплено 12 основополагающих принципов партнерства:

  1. Равенство сторон перед законом, судом.
  2. Признание достоинств с учетом интересов сторон.
  3. Причастность сторон к договорным отношениям.
  4. Государственное содействие развитию и укреплению социального партнерства на основе демократических положений.
  5. Приверженность сторон и их представителей трудовому законодательству, документам, рассматривающим нормы трудового права.
  6. Компетентность представителей всех сторон.
  7. Свободное право обсуждать вопросы, входящие в трудовую сферу.
  8. Свобода в принятии сторонами ответственности на себя.
  9. Реализация обязательств, взятых на себя сторонами.
  10. Неизменность исполнения взаимных договоренностей, обязательств.
  11. Контролирование выполнения принятых на себя коллективных договоров, соглашений.
  12. Взаимная ответственность участников за неисполнение по их вине коллективных обязательств, соглашений(ст. 24 ТК РФ).

Формы социального партнерства

  • Какие формы принимает социальное партнерство
  • Сотрудничество между партнерами осуществляется в разных формах:
  • коллективных переговоров на этапе подготовки программных документов (при ведении договоров, соглашений);
  • на этапе отработки методов общей слаженной работы осуществляются консультации по вопросам трудового законодательства;
  • к управлению организацией привлекаются работники и их представители;
  • возникающие споры по трудовым проблемам разрешаются при участии представителей работников и работодателей.

Складывающаяся современная рыночная экономика проходит свой путь развития поэтапно, в различных формах. В этом выражается её социализация. Важным элементом этого процесса является совершенствование социального партнерства.

Кто является сторонами социального партнерства? Социальное партнерство представляет собой взаимодействие предпринимательства и общества. Соответственно сторонами такого партнерства выступают работники и работодатели или доверенные лица, обладающие полномочиями в установленном по закону порядке представителей (гл. 4 ТК РФ).

  Субъекты трудового процедурно процессуального права

Со стороны работодателей могут быть представлены органы законодательной, исполнительной и судебной власти, что предусматривается ст. 25 ТК РФ. Социальное партнерство в трудовой сфере имеет многоуровневую систему (ст. 26 ТК РФ):

  1. Федеральный уровень.
  2. Межрегиональный — осуществляется на территории двух или более субъектов РФ.
  3. Региональный (национально-территориальный по республикам, автономным областям).
  4. Отраслевой уровень в отдельных отраслях (сельское хозяйство, промышленность).
  5. Территориальный уровень в границах муниципального образования.
  6. Локальный или местный эшелон с определением обязательств работников и работодателя в трудовой области (ст. 26 ТК РФ).

Социально-трудовая сопричастность предусматривает коллективные переговоры на должном уровне, умение готовить проекты коллективных договорных документов и заключать договоры, осуществлять должный контроль их выполнения. Такой объем необходимой работы ведут органы социального партнерства, комиссии, в составе которых работают уполномоченные представители сторон.

Социально-трудовые отношения на уровне федерации регулирует Российская трехсторонняя комиссия. В ее состав входят поверенные общероссийские объединения профессиональных союзов и работодатели, представители Правительства РФ. Аналогичные комиссии образуются в других субъектах РФ (территориальный, отраслевой и локальный).

В круг обязанностей комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения, входит рассмотрение проектов нормативной документации, разработанной аппаратом управления на местном уровне сообща с органами исполнительной власти. Решения, принятые соответствующими комиссиями, мнения относительно проектов в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами власти, органами местного самоуправления.

Система общественного партнерства — это совокупность организационных, правовых, экономических и разрешительных мер. Она действует на любом уровне экономики (от федерального уровня до отдельно взятого предприятия или организации).

Коллективные договоры

Коллективный договор: основная форма социального партнерства

Основной формой взаимодействия сторон является правовой документ, который регулирует социально-трудовые связи индивидуумов в определенном объединении. Составление деловой бумаги начинается с переговоров.

Подготовкой, заключительной частью или при необходимости изменением коллективного документа занимаются представители сторон. Они выступают инициаторами переговоров, о начале которых участникам действия сообщается письменно.

В коллективное соглашение можно вносить дополнительные правила относительно положения трудового Кодекса РФ о взаимных действиях работодателя и работников. Но этот документ не должен направляться на ухудшение трудовых и социальных условий тружеников (ст. 41 ТК РФ). Нововведения могут касаться:

  1. Дополнительных оплачиваемых дней отдыха.
  2. Повышенных размеров материальных пособий.
  3. Мотивационных гарантий по организации обучения работников.
  4. Обязательства работодателя по частичной или полной оплате питания работающих кадров.
  5. Привилегированной оплаты проезда работника к месту оплачиваемого отпуска.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/otvetstvennost-storon-sotsialnogo-partnerstva-v-sfere-truda.html

Источник: https://trudpravorf.com/otvetstvennost-storon-sotsialnogo-partnerstva-trudovoe-pravo/

Социальное партнерство в сфере труда — Все о кадрах

Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

Сотрудничество между работниками и работодателями в рамках социального партнерства является одним из механизмов снижения социального напряжения в обществе и служит достижению компромисса, выработке комфортной для сторон партнерства политики в области труда, его безопасности и иных связанных с трудовыми отношений. Действующая в России система социального партнерства основывается на Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда.

  • Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 (N 98);
  • Рекомендация о коллективных договорах, 1952 г. (N 91);
  • Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между работодателями и работниками на уровне предприятия, 1952 (N 94);
  • Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе, 1960 (N 113);
  • Рекомендация об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии, 1975 (N 149);
  • Конвенция о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, 1976 (N 144);
  • Рекомендация о процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм к национальным мероприятиям, касающимся деятельности Международной организации труда, 1976 г. (N 152);
  • Рекомендация о трудящихся-мигрантах, 1978 г. (N 151);
  • Рекомендация о процедурах определения условий занятости на государственной службе,1978 г. (N 159);
  • Конвенция о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (N 154);

Рекомендация о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (N 163).

В указанных выше документах даются определения понятиям, применяемым в действующем трудовом законодательстве, которое конкретизирует только суть социального партнерства в сфере труда, но не дает понятия коллективных переговоров, коллективных договоров и соглашений. Вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются вторым разделом Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство в сфере труда (ст.

 23 ТК) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сотрудничество между работниками и работодателями выражается как непосредственно в коллективных переговорах разного уровня, так и в различного рода консультациях, проводимых за пределами системы и процедуры коллективных переговоров как с помощью не урегулированных законом процедур, так и в рамках законных механизмов и органов, например, в рамках производственных советов, профсоюзных организаций предприятий и т. д. Итогом первых являются коллективные соглашения разного уровня, второго — решения объединений работодателей, изменения в политике разного уровня и т. д.

  1. В Конвенции МОТ N 154 коллективные переговоры определены как «все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях:
  2. A) определения условий труда и занятости; и/или
  3. B) регулирования отношений между работодателями и работниками; и/или
  4. C) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников».
  5. В Рекомендации МОТ N 91 коллективные соглашения определены как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или — при отсутствии таких организаций — представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны».

Система социального партнерства

  • Формами социального партнерства являются:
  • — коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • — взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • — участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
  • Социальное партнерство строится на принципах:
  • — равноправия сторон;
  • — уважения и учета интересов сторон;
  • — заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;
  • — содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • — соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — полномочности представителей сторон;
  • — свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • — добровольности принятия сторонами на себя обязательств; реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • — контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • — ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
  • Органы социального партнерства могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.
  • Уровнями системы социального партнерства являются:
  • — Федеральный (генеральное и отраслевые соглашения)
  • — Межрегиональный
  • — Региональный
  • — Территориальный
  • — Локальный (коллективный договор).
  • Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трёхсторонними, постоянно действующими, созданными для разработки и принятия соглашений в сфере социального партнерства (трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, отраслевые трёхсторонние комиссии), и двусторонние, временные, созданные, как правило, на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, договоров и контроля за их исполнением, а также по вопросам коллективных трудовых споров на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.

Комиссии формируются и руководствуются в своей деятельности принципом трипартизма и равенства представительства сторон. Комиссию возглавляют, как правило, три сопредседателя, секретариат комиссии, её рабочие группы, иные органы также формируются из равного числа представителей каждой из сторон социального партнерства.

Стороны социального партнерства

  1. Сторонами социального партнерства, участвующими в коллективных переговорах, являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
  3. Представителями работников являются: профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
  4. Интересы работников в вопросах, связанных с заключением коллективного договора, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Источник: http://info-personal.ru/zakon/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/

Социальное партнерство в сфере труда и коллективные договоры

Социальное партнерство в сфере труда — это способ регулирования отношений между работником и работодателем, построенный на взаимном уважении и учете интересов каждой из сторон при отказе от силовых и прочих деструктивных форм взаимодействия.

Социальное партнерство — инструмент, при помощи которого стороны трудовых отношений выбирают наиболее приемлемые с экономической, социальной и политической точек зрения способы совершенствования своих отношений.

В соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К важнейшим принципам социального партнерства можно отнести: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (которые никому не могут навязываться), содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иные принципы.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства

являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Социальное партнерство осуществляется в формах коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, взаимных консультаций (переговоров), участия работников, их представителей в управлении организацией и разрешения трудовых споров.

Основными представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров представляет руководитель организации или уполномоченные им лица.

В результате различного рода коллективных переговоров и соглашений заключается коллективный договор, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Содержание и структура коллективного договора самостоятельно определяются сторонами. В соответствии со ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • — формы, системы и размеры оплаты труда;
  • — выплата пособий, компенсаций;
  • — механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
  • — рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • — частичная или полная оплата питания работников;
  • — отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и другие вопросы.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет (продлеваться он может неоднократно) и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного самим коллективным договором. За неисполнение коллективного договора законодательством и трудовым договором предусматривается ответственность.

Таким образом, если трудовой договор регламентирует отношения работодателя с конкретным работником, то коллективный договор регулирует отношения работодателя и всех его работников, если срок действия трудового договора зависит от наличия трудовых отношений с определенным работником, то коллективный договор действует строго установленный срок (три года) и является локальным правовым актом.

  • 1. Чем трудовой договор отличается от гражданско-правового договора?
  • 2. Что такое испытательный срок?
  • 3. Кто может выступить с инициативой изменения трудового договора?
  • 4. Дайте краткую характеристику оснований прекращения трудового договора.
  • 5. Что следует понимать под социальным партнерством в сфере труда?
  • 6. Что представляет собой коллективный договор?

Источник: https://studref.com/596599/pravo/sotsialnoe_partnerstvo_sfere_truda_kollektivnye_dogovory

Коллективный договор как форма социального партнерства

Социальное партнерство коллективный договор подразумевает как основную форму взаимодействия между работниками и работодателем. Рассмотрим, как оформляют при социальном партнерстве коллективный договор.

  • Назначение коллективного договора
  • Особенности формирования колдоговора
  • Процедурные вопросы
  • Итоги

Назначение коллективного договора

Среди форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) коллективный договор назван в числе основных документов, составляемых и принимаемых в результате переговоров между работниками и работодателем по вопросам, регулирующим их взаимодействие в сфере трудовых взаимоотношений.

Колдоговор, содержащий дополнительные по отношению к положениям ТК РФ правила взаимодействия между работодателем и работником, не может быть направлен на ухудшение положения работников (ст. 41 ТК РФ), поэтому устанавливает только такие нововведения, которые это положение с согласия работодателя улучшают.

В нем могут отражаться, например, вопросы, касающиеся:

  • дополнительных отпусков;
  • повышенных размеров пособий;
  • дополнительных гарантий по обучению работников;
  • питания за счет работодателя;
  • льготной системы оплаты проезда к месту проведения отпуска.

Этот документ обычно единый для 1 работодателя, но возможно его создание:

  • для отрасли в целом, к которой относится работодатель;
  • каждого из обособленных подразделений, входящих в структуру работодателя.

Оформление колдоговора зависит от волеизъявления сторон и обязательным не является. Большинство организационных моментов, отражаемых в нем, можно решить с помощью системы организационно-распорядительных документов иного характера: положений, приказов.

О роли колдоговора в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

На нашем форуме можно обсудить вопрос, возникший у вас по применению любого нормативного документа в сфере трудового законодательства. Так, в этой ветке можно просмотреть обсуждение: обязателен ли коллективный договор для небольших организаций.

Особенности формирования колдоговора

Все основные характеристики документа (его объем, содержание, форму, наличие приложений) стороны переговоров определяют сами в зависимости от целей создания и круга вопросов, попадающих в него.

Чаще всего в колдоговоре отражаются положения, устанавливающие:

  • систему оплаты труда и определяющие ее параметры;
  • возможность выплаты дополнительных компенсаций и пособий;
  • возможность индексации зарплаты в зависимости от роста уровня инфляции;
  • систему премирования;
  • возможность систематического повышения квалификации, получения дополнительного образования и систему материальной поддержки этих процессов;
  • режим труда и отдыха, в т. ч. наличие дополнительных отпусков и их продолжительность;
  • систему мероприятий, дополнительно влияющих на условия охраны труда;
  • льготы по предоставлению питания, служебного транспорта, возможности проведения отпуска;
  • иные гарантии в части защиты интересов работников и членов их семей;
  • круг условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • систему контроля из исполнением колдоговора, ответственность сторон за неисполнение, условия работы представителей работников, порядок внесения изменений в колдоговор и предоставления информации по нему членам коллектива;
  • иные моменты, определенные сторонами переговоров.

Процедурные вопросы

Разработка колдоговора осуществляется комиссией, составленной из представителей работников и работодателя, в порядке, установленном ими самими (ст. 42 ТК РФ). На этот процесс им отводится не более 3 месяцев (ст. 40 ТК РФ).

Разработка и согласование документа становятся результатом коллективных переговоров, ведущихся членами комиссии по вопросам, которые планируется включить в колдоговор.

Если по всем вопросам согласие достигнуто, документ подписывается сторонами переговоров и считается заключенным.

Если стороны не пришли к согласию по каким-либо вопросам, он подписывается в согласованной части, а по разногласиям составляется соответствующий протокол.

В дальнейшем эти разногласия сторонам придется урегулировать путем проведения последовательно таких процедур (гл. 61 ТК РФ), как:

  • рассмотрение примирительной комиссией;
  • проведение переговоров с участием посредника;
  • вынесение спора на трудовой арбитраж.

Действие заключенного колдоговора распространяется на всех работников соответствующего работодателя (отрасли, подразделения) и продолжается не более 3 лет (ст. 43 ТК РФ). Начинает он действовать либо с даты подписания, либо со дня, специально оговоренного в тексте документа.

По согласованию сторон колдоговор может быть:

  • продлен на срок не более 3 лет;
  • изменен и дополнен.

Не требуется менять его:

  • при изменении наименования работодателя или типа госучреждения;
  • реорганизации работодателя, проведенной как преобразование;
  • смене руководителя работодателя.

Он сохраняет свое действие на протяжении процедур:

  • реорганизации, проводимой как слияние, присоединение или разделение;
  • ликвидации.

При смене собственника колдоговор действует не более 3 месяцев с даты такого изменения. По истечении этого срока, так же как и по завершении реорганизации, проведенной как слияние, присоединение или разделение, договор может быть:

  • заключен в иной редакции;
  • продлен на срок не более 3 лет.

Подробнее о нюансах замены коллективного договора при смене собственника читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Колдоговор — важная составляющая взаимоотношений между работниками и работодателем. Он позволяет не только упорядочить ряд организационных вопросов, но и предоставить работнику некоторые льготы, гарантии и доплаты, увеличивающие его заинтересованность в работе у работодателя, заключившего с работниками такой договор.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/kollektivnyj_dogovor_i_lokalnye_akty/kollektivnyj_dogovor_kak_forma_socialnogo_partnerstva/

Коллективный договор, как форма социального партнерства

Социальное партнерство — особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.

Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации.

Трудовой кодекс РФ дает определение социального партнерства.

«Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Трудовой Кодекс Российской Федерации — 14-е. изд.-М.: Ось.-89, 2010г. с. 256.

Предложенное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера. Комментарий к Трудовому кодексу РФ под ред. Ю.П. Орловского. М. 2007. с.54

Согласно ст. ст. 23 и 25 Трудового кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства:

  • · в случае, когда они являются работодателями;
  • · в случае, когда они уполномочены работодателями быть их представителями;
  • · в случае, когда соответствующее объединение работодателей, относящихся к бюджетной сфере, не создано;
  • · в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Предусматриваются случаи, когда их участие является обязательным.

Например, если соглашение предполагает полное или частичное финансирование из бюджетов.

В соответствии ст. 34 Трудового кодекса РФ указанные органы являются представителями следующих категорий работодателей:

  • · федеральных государственных учреждений;
  • · государственных учреждений субъектов РФ;
  • · муниципальных учреждений;
  • · других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 27 Трудового Кодекса РФ, органы социального партнерства могут рассматривать вопросы, касающиеся:

  • · коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • · взаимных консультаций по трудовым вопросам;
  • · участия работников или их представителей в управлении организацией (предприятием, учреждением);
  • · участия сторон трудовых правоотношений в досудебном разрешении трудовых споров.

Федеральным законом от 30 июня 2006г. № 90-ФЗ предлагается повысить роль и значение комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Расширяются возможности по созданию таких комиссий. Поправками допускается создание как отраслевых, так и межотраслевых комиссий, причем как на федеральном уровне, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • · равноправие сторон;
  • · уважение и учет интересов сторон;
  • · заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • · содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • · соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • · полномочность представителей сторон;
  • · свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • · добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • · реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • · обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • · контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • · ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Трудовой Кодекс Российской Федерации — 14-е. изд.-М.: Ось.-89, 2010г. с. 256.

Партнерами в процессе решения социальных вопросов труда являются работники, работодатели и их представители, профсоюзы, как полномочные представители работников, органы государственной власти.

Работники, являясь стороной коллективного договора, выступают не от своего лица, а в качестве единого самостоятельного субъекта — трудового коллектива предприятия (организации, учреждения) в целом или его отдельного структурного подразделения, являющегося юридическим лицом.

При этом весь трудовой коллектив не принимает непосредственного участия в заключение коллективного договора, а действует через своих представителей — советы трудовых коллективов, органы профсоюзов или иные органы общественной самодеятельности, избранные в установленном порядке на общем собрании (конференции) и наделенные соответствующими полномочиями.

Гусева В.С., Сибикеев К.В. Дисциплина труда, трудовой распорядок. М.: Экзамен, 2009. С. 83

Представителями работодателей являются руководитель организации или уполномоченные им лица (ст. 33 ТК РФ).

Интересы работодателей при проведении переговоров, заключении или изменении соглашений и в других случаях могут представляться и объединениями работодателей.

Федеральный закон от 30 июня 2006г. № 90-ФЗ вносит указания, что представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзные организации, предусмотренные как уставами общероссийских профсоюзов, так и межрегиональных.

Таким образом, с одной стороны, законодательство расширяет круг профсоюзных организаций, которые имеют право представлять интересы работников в отношениях с работодателями.

В то же время указанная поправка подтверждает тот факт, что законодатель признает право на представительство интересов работников только лишь за профсоюзными организациями, которые входят в более крупный профсоюз или профсоюзное объединение, действующее на территории как минимум трех субъектов РФ.

В Трудовом Кодексе РФ сказано: «Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы членов соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем». Трудовой Кодекс Российской Федерации — 14-е. изд.-М.: Ось.-89, 2010г. с. 256.

Правом ведения коллективных переговоров на локальном уровне наделяются только первичные профсоюзные организации, изменен порядок формирования единого представительного органа:

  • — внесено положение, в соответствии с которым две первичные профсоюзные организации, ни одна из которых не объединяет более половины работников, имеют право сформировать единый представительный орган только в том случае, если они вместе объединяют более половины работников организации;
  • — включено положение о том, что единый представительный орган направляет работодателю уведомление о начале коллективных переговоров от имени всех работников организации;
  • — в соответствии с действующей ст. 37 Трудового кодекса РФ, в случае если ни одна из организаций не объединяет более половины работников организации, работники выбирают ту, которой будет поручено формировать единый представительный орган. То есть работники будут выбирать ту организацию, которой поручается направить работодателю уведомление о начале коллективных переговоров;
  • — представители работников, определенные в соответствии с положениями ст. 37 Трудового кодекса РФ, одновременно с направлением работодателю уведомления о начале коллективных переговоров должны известить об этом другие первичные профсоюзные организации, после чего они обязаны приступить к формированию единого представительного органа (5 дней) либо включить их представителей. Если другие первичные профсоюзные организации не реагируют, то «коллективные переговоры начинаются без их участия». Сутягин А.В., Ершов В.А., Толмачев И.А. Справочник практикующего юриста по трудовому праву. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. С. 103

Таким образом, ст. 37 Трудового кодекса РФ устанавливается, что единый представительный орган направляет работодателю уведомление о начале коллективных переговоров от имени всех работников организации.

Наделение профсоюза полномочиями на представительство их интересов во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений работниками, не являющимися членами профсоюза, осуществляется на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Законом предусмотрено заключение на федеральном уровне отраслевых соглашений.

Законом определены и формы социального партнерства.

Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают основной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования.

Указанная форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны — на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда.

Участие работников в управлении организацией также признается одной из форм социального партнерства. В современной России эта форма социального партнерства не получила большого распространения.

Источник: https://studwood.ru/927570/pravo/kollektivnyy_dogovor_forma_sotsialnogo_partnerstva

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

  • Основными принципами социального партнерства являются:
  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  1. полномочность представителей сторон;
  2. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  3. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  4. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  5. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  6. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  7. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  • Социальное партнерство осуществляется на:
  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector