Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Все работающие граждане могут рассчитывать на предоставление отпускных периодов. Отпуска – это социальная гарантия для всех наемных лиц, ее предоставление – ответственность нанимателя.

В соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на ежегодное получение:

  1. Оплачиваемого отдыха.
  2. Отпускных периодов за свой счет.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Гражданская служба подразумевает наличие обоих видов. Но неоплачиваемые не являются обязательными к предоставлению и выдаются только по требованию сотрудника, поэтому имеют большую вариативность оформления. Оплачиваемые периоды тоже делятся на несколько:

  1. Основной ежегодный отдых.
  2. Дополнительный.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим предоставляется по двум категориям:

  1. За выслугу лет.
  2. За ненормированный рабочий день.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Отпуск государственного служащего формируется сразу из нескольких основных показателей и носит крайне индивидуальный характер. На его продолжительность влияет:

  1. Отработанное количество лет в данной организации.
  2. График труда чиновника.

Работая в сходных условиях, каждый сотрудник имеет свои показатели длительности ежегодного отдыха.

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году.

Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений.

При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

Помимо основной части отпуска, госслужащие в 2017 году смогут рассчитывать на дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий режим. Законодатели внесли уточнения, которые четко регламентируют продолжительность отпуска в данном случае – 3 дополнительные дня.

Ранее решение данного вопроса зависело от условий коллективного договора или особенностей распорядка конкретного государственного органа.

Стандартизация позволит сделать более справедливыми условия работы в различных госучреждениях.

Кроме того, отсутствие четких ограничений позволяло неконтролируемо увеличивать продолжительность отпуска, что приводило к значительному повышению государственных расходов.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Еще одна составляющая дополнительного отдыха – отпуск за выслугу лет. В зависимости от стажа службы, госслужащие смогут рассчитывать на следующую прибавку к отпуску:

  • 1-5 лет – 1 день;
  • 5-10 лет – 5 дней;
  • 10-15 лет – 7 дней;
  • более 15 лет – 10 дней.

В результате наиболее опытные и квалифицированные кадры ежегодно смогут отдыхать на 10 дней дольше, что является значительным преимуществом.

В 2016 году госслужащие смогут «догулять» отпуск, который накопился за предыдущие периоды, или получить соответствующую денежную компенсацию.

Если представитель госучреждения не согласен с изменением принципа расчета продолжительности отпуска, то у нанимателя остается право его уволить.

Предложенные изменения будут иметь ряд положительных последствий, отмечают эксперты. При этом чиновники продолжат поиск дополнительных способов экономии государственных средств.

Госслужащие – это отдельная категория работающих лиц, отличаются они тем, что независимо от того, где именно им приходится работать, все должны следовать единым правилам и законодательным нормам.

Государственные чиновники хоть и подчиняются статьям Трудового кодекса, но основная их деятельность регламентируется Федеральными законами.

Отпуск госслужащих – это отдельная статья, он ограничивается в продолжительности, которая за последние годы немного сократилась, и не может быть увеличен нанимателем самостоятельно, ввиду государственного формирования бюджета госпредприятий. Но, есть и определенные положительные моменты – чиновники получают обязательную материальную помощь к оплачиваемым отпускам.

3 мая был принят закон, согласно которому утвердились ограничения в отпускном периоде муниципальных служащих. Изменения следующие:

  • Ежегодный основной выходной период теперь для всех работников составляет 30 дней.
  • Максимум дополнительных дней – 10.
  • За ненормированный график теперь можно добавить лишь три выходных дня.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Лица, имеющие на 12 мая неиспользованные выходные, могут воспользоваться ими в дальнейшем или получить материальную компенсацию. Новые правила начинают действовать относительно каждого отдельно взятого сотрудника с момента, когда у этого работника начнется новый служебный год.

Основной

У муниципальных служащих таковой составляет 30 дней. Следует заметить, что данная норма регулируется самостоятельно уставами субъектов. Соответственно, в каждом регионе цифры могут различаться.

Дополнительный

Применим к муниципальным служащим, которые обладают определенным статусом, установленным в ТК РФ:

  • Работа в опасных и вредных условиях. Добавочно 7 выходных дней.
  • Особый характер работы. Удивительно, но законодательством не даётся определения данной категории. Принято считать, что регион самостоятельно устанавливает перечень данных лиц, а также время добавочного отпускного периода.
  • Работникам дальнего Севера и в местах, которые приравниваются к ним. Так, в первом случае для отдыха предоставляются 24 дня, а во втором – 16.
  • Ненормированный рабочий день. Временной период устанавливается корпоративным уставом и не должен превышать трёх дней.

В приоритете поощрительные льготы за выслугу лет.

Данную форму внепланового выходного периода устанавливает и регулирует каждый субъект в своих интересах. Расчёт происходит достаточно просто – 1 отработанный год прибавляет один день к отпуску. Однако общее количество не должно превышать 10 дней.

Отметим, что здесь также имеет значение и занимаемая лицом должность. Так, служащие на главных гражданских должностях имеют в распоряжении отпускной период в 35 дней. Лица же просто занимающие места гражданской службы – 30 дней.

Дополнительный

Количество дней

Еще одним показателем, который влияет на длительность отпускных периодов, является ненормированность рабочего дня. Трудовое законодательство жестко ограничивает количество часов, которые должны быть потрачены гражданином на работу. В РФ этот показатель установлен на уровне 40 часов в неделю или 8 часов в день.

Ненормированной считается работа, при которой служащий может привлекаться к труду в нерабочее время, после окончания трудового дня или в выходные и праздники. Существует государственный перечень ненормированных профессий, но в каждой организации в коллективном договоре должны быть прописаны собственные списки таких должностей.

Трудовой кодекс устанавливает минимальную границу для дополнительного отпуска, который назначается в связи с ненормированностью графика. Узаконенный минимум составляет три дня, при этом в статье ТК дается ссылка на то, что максимального предела не существует и только сам наниматель вправе определить, сколько дней полагается отдельному служащему.

И тот, и другой — оплачиваемые. Согласно ст. 21 ТК РФ , основной отдых муниципальных служащих составляет 30 дней. Но при определенных условиях это время может быть увеличено.

О дополнительных отпусках муниципальных служащих расскажем подробнее.

Если внимательно изучить представленную новую версию законопроекта, то эксперты и специалисты сделали один общий вывод. Прежде всего, количество отпускных дней каждого госслужащего напрямую зависит от трёх очень важных факторов и показателей. Это:

    2.Ненормированный служебный график.

Наверное, каждый согласится с тем мнением, что у каждого из представленных критериев и параметров имеются свои особенности и, конечно же, плюсы и минусы. В результате у каждого отдельно взятого служащего своя собственная продолжительность отпуска.

Многие задаются вполне логическим вопросом – для чего необходимы все эти меры, направленные на стандартизацию отпуска{q} Если внимательно изучить сегодняшнюю статистику, касающуюся отпусков, то можно прийти к выводу, что высокопоставленный чиновник отдыхает 35 календарных дней в год, при этом продолжительность отдыха других работников и госслужащих составляет не более 30 дней.

  • Во-первых, для всех госслужащих будет установлена равная продолжительность отпуска, которая будет основываться на уровне 30 дней.
  • Во-вторых, ненормированный отпуск будет ограничивать в рамках не более 3-х календарных дней.
  • В-третьих, изменение принципа расчёта отпуска за общий стаж. В этом направлении специалисты выделяют следующие пункты, которые станут решающими и значимыми.
    1. От 1 года – 1 день.2. От 5 лет – 5 дней.3. От 10 лет – 7 дней4. От 15 лет – 10 дней.
  • При этом следует помнить, что никаких отклонений от выше прописанных норм не должно быть, иначе это считается нарушением законных прав.
  • В связи с внесением изменений в законодательство, общий отпуск муниципального служащего незначительно сократился:
  • Ежегодный – 30 дней.
  • Работником дальнего Севера – плюс 24 дня, в районах, приравниваемых к ним – плюс 16 дней.

Последствия нововведений

Данная инициатива связана с экономическими факторами, отмечают эксперты. После начала экономического кризиса власти столкнулись с ростом дефицита бюджета, финансирование которого превращается в настоящую проблему. Оптимизация расходной части позволит решить данную проблему в среднесрочной перспективе.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Ограничение продолжительности отпуска госслужащих позволит снизить затраты бюджета на отпускные. При этом ежегодно государственная казна будет экономить около 3 млрд руб. В том числе проблемы в нормативной базе позволяли значительно увеличивать отпуск за счет ненормированной работы. В следующем году будет действовать четкое ограничение, что позволит избежать возможных злоупотреблений.

Еще одно важное изменение – более объективные критерии для определения продолжительности отпуска. Если ранее чиновники высшего звена претендовали на большее количество дней отдыха, то в нынешних условиях продолжительность зависит исключительно от стажа и ненормированной работы.

Экономия на госслужащих не ограничится сокращением отпуска, в 2017 году начнется увеличение пенсионного возраста для данной категории граждан.

Данная реформа позволит снизить бюджетные затраты на финансирование пенсий.

В будущем власти планируют запустить масштабную пенсионную реформу для всех категорий населения, на необходимости данной меры настаивают в Минфине. В противном случае бюджет ПФР останется дефицитным.

В рамках действующего законодательства, отпуск госслужащего в следующем году составит от 30 до 43 дней. Помимо основной части, общее количество дней отдыха будет зависеть от стажа службы и ненормированного рабочего режима.

Основные цели предложенной реформы – стандартизация продолжительности отпуска и экономия государственных средств. В будущем году продолжительность отпуска представителей различных государственных учреждений будет определяться по единым критериям. Согласно оценкам чиновников, данные изменения позволят ежегодно экономить порядка 3 млрд руб. бюджетных средств.

Помимо сокращения отпуска, в следующем году стартует увеличение пенсионного возраста для госслужащих, что также направлено на оптимизацию расходов. В последующем данная мера коснется всех категорий населения.

К чему всё это приведёт{q}

Прежде всего, это хорошая возможность привести в порядок правила расчёта отпусков и при этом постараться максимально избежать несправедливости, которая складывается в количестве дней такого отдыха. Но, согласитесь, с новшествами и нововведениями каждый госслужащий должен быть обязательно ознакомлен, поэтому наниматель просто-напросто обязан проинформировать в полной степени об этом пункте.

Согласно новым изменениям, отпуск госслужащего в 2017 году составит от 30 до 43 календарных дней. Скорее всего, такая новость в большой степени обрадует тех, у кого достаточно высокое положение и солидный трудовой стаж, так как у начинающего работника количество дней всё же останется не слишком большим, и каких-либо существенных изменений здесь не будет наблюдать.

Читайте также:  Больничный лист: понятие, оплата и входят ли в него выходные дни?

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день).

Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли бабушка взять декретный отпуск

Продолжительность отпусков по‑новому

Источник: https://ortopedgoncharov.ru/rasschitat-dopolnitelnyy-otpusk-munitsipalnomu-sluzhashchemu/

Отпуск на госслужбе и нюансы его формирования

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Дополнительные отпуска
За выслугу лет из расчета 1 календарный день за год (п. 5 ст. 46 Закона № 79-ФЗ) За ненормированный рабочий день – не менее 3 календарных дней за год (ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ) За работу во вредных и (или) опасных условиях службы не менее 7 календарных дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79-ФЗ) За работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня, в приравненных к ним местностях – 16 дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79-ФЗ)

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79-ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 176-ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности – 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Стаж гражданской службы От 1 года до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет 15 лет и более
Отпуск за выслугу лет 1 календарный день 5 календарных дней 7 календарных дней 10 календарных дней

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79-ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст.

 45 Закона № 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Государственные гражданские служащие в РФ вправе претендовать на более длительный ежегодный отпуск, чем прочие лица, не работающие в госструктурах.

Стандартная продолжительность отдыха для всех работников составляет 28 дней, для госслужащих эта цифра поднимается до 30-ти. Плюс к этому добавляются дополнительные дни за выслугу лет.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

  • 7 (499) 653-60-72 доб.445 – Москва – ПОЗВОНИТЬ
  • 7 (812) 426-14-07 доб.394 – Санкт-Петербург – ПОЗВОНИТЬ
  • 7 (800) 500-27-29 доб.849 – Другие регионы – ПОЗВОНИТЬ

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации

Это быстро и бесплатно!

В Трудовом кодексе имеется ст.46, которая в полной мере регулирует вопрос длительность ежегодного основного и дополнительного отпуска у госслужащих.

  1. Данный период измеряется в календарных днях и включает в себя все выходные, исключая праздники.
  2. На все 30 дней за госслужащим сохраняется его рабочее место, должность и выплачивается денежное содержание.
  3. Работа госслужащего может сопровождаться вредными, опасными условиями, а также носить ненормированный характер. Эти факторы позволяют добавить к существующей минимальной длительности дополнительные дни:
  1. За вредность и опасность добавляется 7 суток оплачиваемого отпуска за год, причем они не подлежат замене денежной компенсацией, даже если обе стороны будут согласны, что оговорено в ст.117 ТК РФ.
  2. За ненормированный рабочий день государственный гражданский работник может получить 3 дополнительных дня отдыха.

Источник: https://neddom.ru/kakie-otpuska-predostavlyayutsya-grazhdanskim-sluzhashchim/

Отпуск для госслужащих. Что нового?

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются дополнительный отпуск и компенсации Фото Татьяны Зубковой, ИА «Клерк.Ру»

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.

2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Дополнительные отпуска
За выслугу лет из расчета 1 календарный день за год (п. 5 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

За ненормированный рабочий день – не менее 3 календарных дней за год (ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ)

За работу во вредных и (или) опасных условиях службы не менее 7 календарных дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

За работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня, в приравненных к ним местностях – 16 дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

 

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст.

73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст.

120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года.

При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/448440/

Служебное время и время отдыха служащего. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляются льготы и компенсации. Отпуска на гражданской службе

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности. Продолжительность рабочего времени установлена законом и не может превышать 40 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников ТК РФ установлена меньшая продолжительность рабочего времени.

Вместе с тем ТК РФ наделяет работодателя правом эпизодически привлекать работников к выполнению их трудовых функций за пределами установленного для них рабочего времени. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с этим.

Понятие ненормированного рабочего дня

Ненормированный рабочий день является особым режимом работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Однако, дав определение, законодатель не установил критерии эпизодичности применительно к ненормированному рабочему дню, случаи привлечения работников для работы в условиях ненормированного рабочего дня, не указан и порядок документального оформления распоряжения работодателя. Так, если для привлечения к сверхурочной работе (ст.

99 ТК РФ) необходимо получение письменного согласия работника, то для ненормированного рабочего дня подобных условий не установлено.

Читайте также:  Адаптация персонала: понятие, цели и основные аспекты

В Письме Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1 отмечено, что работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Однако законодательством не установлена предельная продолжительность работы в условиях ненормированного рабочего дня. Правила, предусмотренные ст.

99 ТК РФ для сверхурочной работы, указывающие, что ее продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, не применяются к режиму ненормированного рабочего дня.

Но работа в таких условиях не должна носить постоянный характер. Работодателю следует учитывать, что на работников, которым установлен ненормированный рабочий день, распространяются правила внутреннего трудового распорядка, закрепляющие начало и окончание рабочего дня.

Также установление работнику ненормированного рабочего дня не дает работодателю права привлекать его к работе в выходные и праздничные дни. Данный вывод следует из анализа ст.

111 ТК РФ, устанавливающей для всех работников еженедельный непрерывный отдых (два выходных дня в неделю при пятидневной рабочей неделе, один — при шестидневной).

То есть привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. ст. 113 и 153 ТК РФ.

Работодатель вправе установить ненормированный рабочий день не всем работникам, а лишь тем, должности которых нашли отражение в соответствующем перечне, закрепленном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников.

Более подробно порядок установления такого режима работы регламентирован Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884 (далее — Постановление N 884). В частности, указано, что в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются:

  • — руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;
  • — лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;
  • — лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.
  • По каждому случаю привлечения лица, должность которого включена в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленный коллективным договором, к выполнению трудовых обязанностей за пределами недельной (или месячной) нормы рабочего времени издавать приказ не нужно.

Для работы в указанном режиме можно привлекать лишь по основному месту работы. Это следует из ст. 284 ТК РФ, устанавливающей, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. Сверх того работник может исполнять свои обязанности лишь в дни, когда по основному месту работы он свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Компенсация за ненормированный рабочий день

Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Если эти дни отдыха не были использованы, по письменному заявлению работника возможна выплата денежной компенсации (ст. 126 ТК РФ).

Исключение составляют беременные женщины и работники в возрасте до 18 лет, которым замена в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков запрещена (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ (Постановление N 884), в финансируемых из бюджета субъекта РФ — органами власти субъекта РФ, а в финансируемых из местного бюджета — органами местного самоуправления. Рассмотрим порядок предоставления отпуска на примере Правил, утвержденных Постановлением N 884.

——————————— Например, Постановление Правительства Нижегородской обл. от 30.08.2004 N 201 “Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета“.

Как было указано, отпуск не может быть менее трех календарных дней. Эта норма продублирована в п.

3 Правил, и отмечено, что продолжительность отпуска может быть дифференцирована по соответствующим должностям в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. Данные положения должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка организации.

Максимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день ранее была ограничена 12 рабочими днями (п.

8 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169).

Правило применялось в отношении работников государственных учреждений и предприятий, а также смешанных акционерных обществ с преобладающим участием государственного капитала.

В настоящее время максимальная продолжительность такого отпуска ТК РФ не ограничена, а указанный выше правовой акт применяется в части, не противоречащей ТК РФ. Правилами, утвержденными Постановлением N 884, также установлена лишь минимальная продолжительность отпуска, на что суды обращают внимание.

Поэтому работодатели при составлении локальных нормативных актов, регулирующих данный вопрос, вправе устанавливать и более продолжительный дополнительный отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня, чем предусмотрен Правилами об очередных и дополнительных отпусках.

Оплата работникам дополнительного отпуска подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2006 N А56-28496/2005).

Законодатель установил обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Однако право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил).

То есть установленный правилами внутреннего трудового распорядка отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня должен быть предоставлен работнику и в случае, если в течение года он отработал сверх нормальной продолжительности рабочего времени один-два часа, и в случае, если такая переработка составила, например, 100 часов.

Отпуск предоставляется путем суммирования с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также с другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (п. 5 Правил). Оплата такого отпуска производится в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил). В случаях, предусмотренных ст. 124 ТК РФ, возможен перенос отпуска на другой срок.

Обратим внимание на следующий момент: п.

4 Правил установлено, что, если такой отпуск не предоставляется, переработка за пределами нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа (то есть за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере).

Аналогичная норма ранее содержалась в ст. 119 ТК РФ. Однако Федеральным законом N 90-ФЗ данное положение было исключено. Поскольку Правила утверждены в 2002 г., а указанная редакция ТК РФ датируется 2006 г. и учитывая, что постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ (ст. 5 ТК РФ), п.

4 Правил в настоящее время утратил силу. На основании этого правомерен вывод, что часы переработки лицам, работающим в режиме ненормированного рабочего дня, даже по их заявлению не могут быть оплачены как сверхурочная работа и должны компенсироваться предоставлением дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска.

——————————— Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“.

Ненормированный рабочий день государственных служащих

Статьей 11 ТК РФ установлено, что на государственных и муниципальных служащих действие ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день (далее — Правила предоставления отпуска служащим).

В частности, в п. 2 указано, что дополнительный отпуск предоставляется гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, дополнительный отпуск предоставляется согласно служебному распорядку государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Продолжительность дополнительного отпуска по должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы, однако не может быть менее трех календарных дней (п. 3 Правил предоставления отпуска служащим).

Перечень должностей и продолжительность отпуска государственных служащих различных министерств и их территориальных органов устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например:

— Приказом МИД России от 29.12.

2006 N 21000 “О продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате МИДа России, территориальных органах — представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных организациях“ установлено, что отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Продолжительность отпуска составляет 15 календарных дней для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, 12 — для замещающих главные должности гражданской службы, 10 — для замещающих ведущие должности, 8 — для замещающих старшие должности, 6 — для замещающих младшие должности;

— Приказом Минюста России от 28.02.2008 N 44 “О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске руководителей государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации“ данной категории служащих установлен дополнительный отпуск продолжительностью семь календарных дней;

Источник: https://uristol.ru/frames/sluzhebnoe-vremya-i-vremya-otdyha-sluzhashchego-grazhdanskim-sluzhashchim-imeyushchim/

Ненормированный рабочий день (2)

Ненормированный рабочий день

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности. Продолжительность рабочего времени установлена законом и не может превышать 40 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников ТК РФ установлена меньшая продолжительность рабочего времени.

Вместе с тем ТК РФ наделяет работодателя правом эпизодически привлекать работников к выполнению их трудовых функций за пределами установленного для них рабочего времени. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с этим.

Понятие ненормированного рабочего дня

Ненормированный рабочий день является особым режимом работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Однако, дав определение, законодатель не установил критерии эпизодичности применительно к ненормированному рабочему дню, случаи привлечения работников для работы в условиях ненормированного рабочего дня, не указан и порядок документального оформления распоряжения работодателя. Так, если для привлечения к сверхурочной работе (ст.

Читайте также:  Основные рекомендации по осуществлению удержания из заработной платы по исполнительному листу

99 ТК РФ) необходимо получение письменного согласия работника, то для ненормированного рабочего дня подобных условий не установлено.

В Письме Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1 отмечено, что работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Однако законодательством не установлена предельная продолжительность работы в условиях ненормированного рабочего дня. Правила, предусмотренные ст.

99 ТК РФ для сверхурочной работы, указывающие, что ее продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, не применяются к режиму ненормированного рабочего дня.

Но работа в таких условиях не должна носить постоянный характер. Работодателю следует учитывать, что на работников, которым установлен ненормированный рабочий день, распространяются правила внутреннего трудового распорядка, закрепляющие начало и окончание рабочего дня.

Также установление работнику ненормированного рабочего дня не дает работодателю права привлекать его к работе в выходные и праздничные дни. Данный вывод следует из анализа ст.

111 ТК РФ, устанавливающей для всех работников еженедельный непрерывный отдых (два выходных дня в неделю при пятидневной рабочей неделе, один — при шестидневной).

То есть привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. ст. 113 и 153 ТК РФ.

Работодатель вправе установить ненормированный рабочий день не всем работникам, а лишь тем, должности которых нашли отражение в соответствующем перечне, закрепленном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников.

Более подробно порядок установления такого режима работы регламентирован Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884 (далее — Постановление N 884). В частности, указано, что в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются:

  • — руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;
  • — лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;
  • — лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.
  • По каждому случаю привлечения лица, должность которого включена в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленный коллективным договором, к выполнению трудовых обязанностей за пределами недельной (или месячной) нормы рабочего времени издавать приказ не нужно.

Для работы в указанном режиме можно привлекать лишь по основному месту работы. Это следует из ст. 284 ТК РФ, устанавливающей, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. Сверх того работник может исполнять свои обязанности лишь в дни, когда по основному месту работы он свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Компенсация за ненормированный рабочий день

Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Если эти дни отдыха не были использованы, по письменному заявлению работника возможна выплата денежной компенсации (ст. 126 ТК РФ).

Исключение составляют беременные женщины и работники в возрасте до 18 лет, которым замена в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков запрещена (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ (Постановление N 884), в финансируемых из бюджета субъекта РФ — органами власти субъекта РФ , а в финансируемых из местного бюджета — органами местного самоуправления. Рассмотрим порядок предоставления отпуска на примере Правил, утвержденных Постановлением N 884.

———————————

Например, Постановление Правительства Нижегородской обл. от 30.08.2004 N 201 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета».

Как было указано, отпуск не может быть менее трех календарных дней. Эта норма продублирована в п.

3 Правил, и отмечено, что продолжительность отпуска может быть дифференцирована по соответствующим должностям в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. Данные положения должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка организации.

Максимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день ранее была ограничена 12 рабочими днями (п.

8 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169).

Правило применялось в отношении работников государственных учреждений и предприятий, а также смешанных акционерных обществ с преобладающим участием государственного капитала.

В настоящее время максимальная продолжительность такого отпуска ТК РФ не ограничена, а указанный выше правовой акт применяется в части, не противоречащей ТК РФ. Правилами, утвержденными Постановлением N 884, также установлена лишь минимальная продолжительность отпуска, на что суды обращают внимание.

Поэтому работодатели при составлении локальных нормативных актов, регулирующих данный вопрос, вправе устанавливать и более продолжительный дополнительный отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня, чем предусмотрен Правилами об очередных и дополнительных отпусках.

Оплата работникам дополнительного отпуска подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2006 N А56-28496/2005).

Законодатель установил обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Однако право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил).

То есть установленный правилами внутреннего трудового распорядка отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня должен быть предоставлен работнику и в случае, если в течение года он отработал сверх нормальной продолжительности рабочего времени один-два часа, и в случае, если такая переработка составила, например, 100 часов.

Отпуск предоставляется путем суммирования с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также с другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (п. 5 Правил). Оплата такого отпуска производится в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил). В случаях, предусмотренных ст. 124 ТК РФ, возможен перенос отпуска на другой срок.

Обратим внимание на следующий момент: п.

4 Правил установлено, что, если такой отпуск не предоставляется, переработка за пределами нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа (то есть за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере).

Аналогичная норма ранее содержалась в ст. 119 ТК РФ. Однако Федеральным законом N 90-ФЗ данное положение было исключено. Поскольку Правила утверждены в 2002 г., а указанная редакция ТК РФ датируется 2006 г. и учитывая, что постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ (ст. 5 ТК РФ), п.

4 Правил в настоящее время утратил силу. На основании этого правомерен вывод, что часы переработки лицам, работающим в режиме ненормированного рабочего дня, даже по их заявлению не могут быть оплачены как сверхурочная работа и должны компенсироваться предоставлением дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска.

———————————

Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Ненормированный рабочий день государственных служащих

Статьей 11 ТК РФ установлено, что на государственных и муниципальных служащих действие ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день (далее — Правила предоставления отпуска служащим).

В частности, в п. 2 указано, что дополнительный отпуск предоставляется гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, дополнительный отпуск предоставляется согласно служебному распорядку государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Продолжительность дополнительного отпуска по должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы, однако не может быть менее трех календарных дней (п. 3 Правил предоставления отпуска служащим).

Перечень должностей и продолжительность отпуска государственных служащих различных министерств и их территориальных органов устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например:

— Приказом МИД России от 29.12.

2006 N 21000 «О продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате МИДа России, территориальных органах — представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных организациях» установлено, что отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Продолжительность отпуска составляет 15 календарных дней для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, 12 — для замещающих главные должности гражданской службы, 10 — для замещающих ведущие должности, 8 — для замещающих старшие должности, 6 — для замещающих младшие должности;

— Приказом Минюста России от 28.02.2008 N 44 «О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске руководителей государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» данной категории служащих установлен дополнительный отпуск продолжительностью семь календарных дней;

Источник: https://hr-portal.ru/article/nenormirovannyy-rabochiy-den-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector